Сфера НФО: От Бундестага до педикюра

В Германии так и не получивших школьный аттестат неучей отправляют не в дворники, а — во Францию, по межкультурному обмену, потому что немецкие власти финансируют неформальное образование.

glavnaya1

V Фестиваль неформального образования (НФО) открылся в Минском международном образовательном центре имени Йоханнеса Рау 5 декабря. Он собрал представителей стран Европы и СНГ, а также международных экспертов в сфере НФО.

Основная цель фестиваля — демонстрация роли и возможностей неформального образования для пользы общества. Организаторами этого масштабного мероприятия выступили Ассоциация дополнительного образования и просвещения, ММОЦ имени Йоханнеса Рау и немецкое представительство Deutscher Volkshochschul-Verband e.V. в Беларуси.

В рамках двух дней фестиваля в ММОЦ проходят презентации разнообразных образовательных программ и проектов, мастер-классы лучших тренеров, дискуссии по актуальным вопросам развития неформального образования в Беларуси и за рубежом. Кроме того, действует выставка организаций и обучающих программ НФО, а также будут подведены итоги конкурса на лучшее событие в области неформального образования в Беларуси — открытое голосование длилось с 24 ноября по 5 декабря на сайте adukatar.net.

NFO_1

На фестивале была принята резолюция, в которой нашли отражение многие проблемные вопросы неформального образования.

 

Так, в Беларуси отсутствуют преференции и налоговые льготы для организаций, работающих в сфере дополнительного образования взрослых и неформального образования. Это ограничивает возможности расширять доступ к программам НФО различных категорий населения, особенно в регионах.

NFO_2

На законодательном уровне понятие НФО не нашло своего закрепления во вступившем в 2011 году Кодексе Республики Беларусь об образовании, говорится в документе. В Кодексе лишь идет речь о «дополнительном образовании детей и молодежи» и «дополнительном образовании взрослых».

NFO_8

В регионах Беларуси, особенно в сельской местности, практически отсутствует институциональная инфраструктура для обеспечения доступа к образовательным услугам населения. Коммерческие структуры, к сожалению, пока не заинтересованы массово идти в регионы.

NFO_3

Общественная полезность, роль и возможности НФО в решении социально-экономических проблем, в повышении качества жизни по-прежнему в полной мере не оценены ни государством, ни обществом, заявляют авторы резолюции.

В рамках фестиваля состоялась панельная дискуссия о неформальном образовании для пользы общества, в которой приняли участие международные эксперты НФО.

NFO_5

Проректор по учебной работе государственной Академии последипломного образования Ирина Дзюба:

— Зачем пытаться определить то, что определить нельзя? Нет термина неформально образование официально. Так, может, и не надо его вводить? Зачем делить неизвестно что, пытаясь противопоставить формальную и неформальную сторон образования?

NFO_11

NFO_6

Объективно существуют учреждения образования, деятельность которых регламентирована государственными законами и которые финансируются из госбюджета. Они занимаются по тем программам, по которым могут. Но этого явно недостаточно для того, чтобы достичь тех стандартов, которые нужны сегодня любой цивилизованной стране для реализации задач государственного и социального развития.

Председатель Совета Ассоциации дополнительного образования и просвещения Дмитрий Карпиевич:

— Почему-то государственный бюджет финансирует только формальную систему образования. Значит, формальная и неформальная, все-таки, отличаются…

NFO_12

То, что обучение должно быть всегда интересно, это без вопросов. В Беларуси есть позитивные примеры эффективных образовательных практик почти во всех сегментах. Достаточно взглянуть на события, которые номинировались на конкурс «Лучшее событие в области неформального образования в Беларуси». Они очень разнообразны. Проблема в том, как эти редкие примеры сделать массовыми.

Я уже говорил о том, что неформальным образованием 10 лет назад в нашей стране занималось десять человек, от силы — двадцать. А сейчас эта сфера уже экономически заметна. 10 тысяч в год выпускников — это пример крупнейшего образовательного центра.

NFO_9

Если Германия в русле НФО давно, то в Беларуси эта система родилась недавно. Надо понимать, что мы находимся в начале очень сложного пути изменения парадигмы образования со всеми вытекающими последствиями.

Нужно достучаться до общества, чтобы оно признало пользу и увидело смысл и значение неформального образования.

Учредитель образовательного центра «Лидер» Сергей Сулимов:

— Я могу рассказать о самых популярных курсах, которые выбирали наши десять тысяч выпускников. Одно из популярных направлений — школа красоты, где люди учатся за собой ухаживать — массаж, визаж, маникюр, педикюр. Некоторые учатся для себя, другие затем открывают свои салоны красоты.

NFO_4

Второе направление – школа иностранных языков. Наиболее популярны у людей английский и немецкий. Третье — школа бизнеса, где люди учатся переговорам, могут стать менеджерами по продажам, по логистике, курсам сметного дела. Четвертое — школа дизайна. Даже популярны курсы рукоделия, где люди учатся вязать, кроить и шить.

Отмечу, что люди готовы платить деньги за обучение. Это говорит о том, что им нужно овладевать новыми знаниями. Даже в таких небольших городах как Слоним и Рогачев, люди приходят на курсы, а значит, у них есть не восполненная потребность, а мы позволяем эту потребность удовлетворить.

Представитель Земельной ассоциации Мекленбург — Передняя Померания Arbeit und Leben (Работа и жизнь) Хайке Дойль, Германия:

— Наша образовательная программа ориентирована на актуальную текущую политическую ситуацию. Также на вопросы, связанные с экологической политикой. Мы проводим встречи с депутатами Бундестага, а также  пытаемся пробудить инициативу граждан в политическом плане.

Кроме того, мы работаем с молодежью, не имеющей аттестата о среднем школьном образовании. Предлагаем им программы обучения молодежи в Европе — обмена, в основном, с Францией.

В рамках этих программ ребята расширяют межкультурную коммуникацию, повышают свою компетенцию и учатся жить в общей Европе.

Также мы проводили специальную программу в небольшом городе — проект под названием «Что ты можешь сделать для своей родины?». В нашей «мастерской будущего» мы старались генерировать идеи и помогли подросткам организовать скейт-дорогу.

NFO_10

Нам повезло больше, чем кому-нибудь другому, потому что имеем финансовую поддержку: с одной стороны, нам помогает Министерство образования, с другой — есть возможность привлекать средства ЕС. Эти средства мы использовали, в том числе, чтобы организовать программу «Образование без границ».

Так как в нашем регионе принят закон, согласно которому, получающие квалификацию работники могут не посещать определенное время производство. В итоге они имели возможность взять пять дней для участия в мероприятии сферы неформального образования.

В Германии есть регион, где работодатель получает от государства определенную сумму финансовой компенсации за то, что освобождает сотрудника от работы на время участия того в образовательной программе.

Мы выбрали представителя нашей организации, который может озвучивать какие-то проблемы на уровне власти, встречаться с политиками.

Глава представительства Deutscher Volkshochschul-Verband e.V. (Германия) в Республике Беларусь Галина Веремейчик:

— Кроме того, что я работаю в офисе Немецкой ассоциации народных университетов в Республике Беларусь, я также являюсь членом международного общественного объединения «Образование без границ», о котором говорила Хайке. И в рамках мастер-класса нашего совместного проекта мы будем говорить о том, как жить в сельской местности: уйти или остаться?

NFO_13

Приведу пример того, как изменялись взгляды Минобразования на наш фестиваль. Ответа на приглашение на первый по счету наш фестиваль был: ну, даже не знаем, а что это такое? Сегодня они готовят вынести вопросы о дополнительном образовании на коллегию, поэтому все серьезно, признали. Теперь говорят, что хотят семинар неформального образования.

Директор Института неформального образования Дима Зицер, Израиль:

— Дети бегут из школы. Не в переносном, а в прямом смысле. Я не сомневаюсь в возможностях взрослого мира изнасиловать детей школой. Тем не менее, как только хватка чуть-чуть ослабевает, дети бегут. Вопрос, почему? Потому что образовательные модели, приемы, принципы, методики — все, что угодно, не способны взаимодейстовать с детьми как раз неформально. Взять в расчет их интерес и свой, и на этом построить образовательный процесс.

И такой процесс может быть в любой области — ямокопания, математики, компьютеризации, проведения конференций и так далее.

NFO_14

Не важно, какие именно курсы востребованы. Жизнь востребована! Не важно, откроете ли вы курсы иностранного языка или вышивания купальников. Неформальное образование — это подход, который позволяет вам, профессионалу, сделать так, чтобы человек был включен в субъектный, личностный процесс. И этот процесс был в результате его выбора. И только тогда можно говорить об образовательном процессе.

Я не являюсь экспертом в области Беларуси, поэтому говорю о других странах: друзья, государство не заинтересовано, чтобы мы имели образование!

Государство заинтересовано в том, чтобы мы продолжали модель образования середины XV века. Поэтому мы с вами, пользуясь инструментами неформального образования, должны сделать так, чтобы у государства выхода не было, кроме как изменить систему.

И если оно хочет, чтобы мы включили его в свою игру, оно должно постучать. А мы еще подумаем, пустить его или нет.

glavnaya1

Более 84 000 слушателей выбрали наши курсы, свыше 1000 компаний доверили нам обучение своих сотрудников.

Используя сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и обработкой персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных.