Как правильно брать интервью: 10 советов для начинающих

Как и у любой другой публикации, у интервью есть определенные цели и задачи, в число которых входит раскрытие личности героя, уточнение подробностей его деятельности, попытка докопаться до истины. От них зависит подготовка к будущей беседе, ее ведение и последующее согласование результатов.

Интервьюер должен по-настоящему интересоваться интервьюируемым. Умение расположить к себе и внимательно слушать собеседника значительно увеличивает шансы на успех. Но по большому счету взять интервью может каждый, соблюдая 10 простых правил.

.

  • Тщательно подготовьтесь к интервью, продумайте вопросы и интригу.

Первым делом сформулируйте основные задачи: с какой целью вы идете к человеку? Какой результат хотите получить от разговора? Вокруг этих задач будут строиться задаваемые вопросы. Составьте как минимум десять вопросов, интересных лично вам и, возможно, вашим читателям. Соберите информацию о герое (биография, профессиональная деятельность, личная жизнь и др.). Составьте план разговора, придумайте интригу, около которой будет вращаться ваше общение. Интрига может быть любой, если она подходит к формату издания, для которого готовится материал.

.

  • Всегда приходите на встречу вовремя.

Придя позже оговоренного часа, вы показываете свое неуважительное отношение к ожидающему вас человеку. Не забывайте, что у него могут быть и другие дела. Ваше опоздание не только сократит время, выделенное на интервью, но и вызовет раздражение у собеседника. Не стоит ждать увлекательного разговора с обиженным человеком.

.

  • Не начинайте сразу задавать вопросы.

В начале общения между незнакомыми людьми обычно возникает некоторое напряжение и скованность. Первым делом постарайтесь наладить контакт: улыбнитесь, расскажите смешную историю или анекдот, имеющий косвенное отношение к герою. Профессионалы рекомендуют задавать вопросы, которые не будут включены в статью, но заведомо понравятся интервьюируемому. Провокационные или неприятные для собеседника темы лучше оставить на конец встречи.

.

  • Слушайте внимательно.

Не перебивайте, не смотрите без конца по сторонам, не зевайте, показывайте заинтересованность, даже если человек несет откровенную чушь. Улыбайтесь на шутки, которые вовсе не кажутся смешными. Словом, эмоционально реагируйте. В таком случае ваш собеседник с прежним энтузиазмом продолжит разговор. Это состояние в психологии называется раппортом.

.

  • Не ведите записей в блокноте, используйте диктофон.

Некоторые журналисты по ходу беседы делают записи в блокноте, объясняя это тем, что так потом проще расшифровывать аудио запись. Но не забывайте, что сидящий напротив и что-то пишущий человек не вызывает желания вести задушевные беседы.

.

  • Оппонируйте собеседнику.

Не стоит во всем поддакивать: ничего скучнее в таком разговоре быть не может. Спорьте. Но при этом не превращайтесь в идеологических противников. Со стороны ваш разговор должен выглядеть как дружеская дискуссия.

.

  • Постарайтесь не говорить о себе, не настаивайте на своем видении проблемы.

Задача интервьюера – не изложить собственные взгляды, а выяснить точку зрения собеседника. Ни в коем случае не допускайте критических замечаний, лучше почаще хвалите. Если доли критики требует драматургия беседы, скажите: «Такой-то и такой-то утверждают, что ваше творчество не является искусством. Что вы на это скажете?». Подобные пассажи рекомендуется сопровождать улыбкой.

.

  • Соотносите стилистику с отведенным на интервью временем.

Если интервью рассчитано на 10-15 минут, не стоит заводить речь про детские и юношеские годы героя, а также рассуждать на философские темы. Постарайтесь задать интересующие вас вопросы и по возможности максимально продлить разговор. Вопреки бытующему мнению, профессионал завершает интервьюирование далеко не сразу по окончании отведенного времени. Его главная задача – создать интересный контент, а не доказать, что он человек исключительно пунктуальный. Прибегая к маленьким хитростям, можно получить 10-20 дополнительных минут, коснувшись в конце разговора особенно важной для героя темы, на которую он не прочь пообщаться.

.

  • Будьте готовы к тому, что ваше интервью не напечатают.

Согласование – наиболее сложный этап. Медийные личности часто соглашаются на встречу с журналистом только при условии обязательного согласования с ними окончательного варианта статьи, поскольку знают, что в процессе оживленного разговора можно сболтнуть «лишнее». Вычитывая готовый текст, селебрити вычеркивают избыточные откровения, тем самым порой уничтожая весь смысл написанного. Универсального совета, как поступить в таком случае, нет. Или вы не выпускаете не одобренный звездой материал, или выпускаете, испортив отношения.

.

  • Никогда не просите дать автограф на память.

Автограф, совместные фотографии – об этом даже не думайте. Это в высшей степени непрофессионально. Любому человеку приятнее общаться с профи, а не с дилетантом. Поэтому ведите себя на равных, разумеется, без хамства и панибратства. Уважайте себя и свою работу.

.

Надеемся, что наша статья была для вас полезной. Приглашаем вас на курсы журналистики. Если вы еще не в числе наших учеников, записывайтесь на курсы Лидер через контактную форму ниже.

.

Запись на курсы

.

.

Читайте полезные статьи:

Более 84 000 слушателей выбрали наши курсы, свыше 1000 компаний доверили нам обучение своих сотрудников.

Используя сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и обработкой персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных.