Какие есть уровни TORFL?

Содержание статьи
Первый сертификационный уровень (TORFL, B1)
Второй сертификационный уровень (ТРКИ-II)
Третий сертификационный уровень (ТРКИ-III)
Четвертый сертификационный уровень (ТРКИ-4)
Что такое TORFL тест? Это тест, который оценивает уровень знания русского языка. И относится он больше к иностранцам, желающим получить ВНЖ или гражданство, или для профессионального развития. В материале статьи вместе с преподавателями образовательного центра Лидер познакомимся с уровнями TORFL.
Описание уровней владения русским языком привязано к уровням, установленным в Тесте по русскому языку как иностранному (ТРКИ), который является стандартизированным. Содержание и критерии оценивания для каждого уровня могут отличаться в русской и англоязычной версиях. Оценки, используемые в TORFL (A, B, C, D), соответствуют иностранным аналогам, при этом оценка D считается неудовлетворительной.
Элементарный уровень
Данный уровень подтверждает наличие базовых навыков, необходимых для общения в повседневных ситуациях. Экзамен ТРКИ включает в себя пять разделов:
- Лексика и грамматика. Проверяется способность кандидата грамотно применять лексический запас, соответствующий элементарному уровню, а также умение правильно согласовывать существительные и прилагательные, существительные и местоимения в роде, числе и падеже. Особое внимание уделяется корректному использованию предложно-падежных конструкций после глаголов. Требуется знание основных значений падежных форм и конструкций с предлогами (для выражения времени, местоположения, субъекта, объекта и т.д.). Оценивается использование видовременных форм глагола, а также глаголов движения. На выполнение этого раздела отводится 50 минут, тест состоит из 100 заданий. Использование словаря не разрешается.
- Чтение. На этом этапе оценивается способность понимать тексты различной тематики и жанров (статьи из журналов и газет, рекламные объявления, короткие рассказы). Объём текста не превышает 500 слов. Для выполнения задания разрешается пользоваться словарём, время выполнения – 45 минут.
- Аудирование. Оценивается способность понимать содержание и основную идею диалогов, новостных сообщений, объявлений и т.д. В начальной части теста необходимо прослушать несколько коротких объявлений, которые можно услышать на вокзалах или в магазинах. Далее прозвучат два коротких диалога (до 25 слов каждый) и один более длинный (около 130 слов). В заключительной части раздела представлено рекламное сообщение или новостная сводка (примерно 100 слов). Время, отведенное на выполнение этого раздела, – 25 минут.
- Письмо. На этом этапе проверяется способность составлять короткие письма, сообщения и записки. На выполнение задания выделяется 50 минут, задание включает в себя два компонента: написание ответа на полученное письмо и составление записки или объявления.
- Говорение. Целью данного раздела является оценка навыков устной речи. Первая часть теста предполагает участие в диалоге, вторая – инициирование диалога, третья – монолог на заданную тему.
Каждый из пяти разделов имеет одинаковый вес и составляет 20% от общей оценки.
Успешное прохождение теста подтверждается одной из трех оценок: A, B или C. Кандидатам, успешно сдавшим экзамен, выдаются сертификаты, подтверждающие уровень владения русским языком.
Первый сертификационный уровень (TORFL, B1)
Подтверждает достаточный уровень коммуникативной компетенции для осуществления общения в социальной, культурной, учебной и профессиональной сферах. Наличие сертификата ТРКИ-1 является обязательным условием для поступления иностранных граждан в высшие учебные заведения. Для подготовки к экзамену рекомендуется посещать курсы русского языка. Например, в образовательном центре Лидер.
- Лексика и грамматика. Кандидат должен демонстрировать сформированные навыки грамматически и стилистически правильного оформления высказываний в типичных ситуациях. Необходимый словарный запас – не менее 2300 единиц. Тест состоит из 4 частей, содержащих 165 заданий. Используются задания с множественным выбором и задания на установление соответствия. Время выполнения – 60 минут. Использование словаря запрещено.
- Чтение. Время выполнения – 50 минут. Разрешается использование словаря. Тест включает 3 текста (объёмом до 250 слов) и 20 тестовых заданий (ответы на вопросы по тексту).
- Письмо. Необходимо составить связный текст (рассказ) в ответ на предложенный текст. Не следует использовать слова из исходного текста; рекомендуется заменять их синонимами. Время выполнения – 60 минут. Разрешается использование словаря. Тест включает 2 задания.
- Аудирование. Используются короткие истории и диалоги на различные темы. Время выполнения определяется длительностью аудиозаписи. Использование словаря запрещено. Тест содержит 6 текстов и 32 задания.
- Говорение. Цель – оценить навыки устной речи. Первая часть – участие в диалоге, вторая часть – инициирование диалога. Третья часть – чтение текста и его краткий пересказ. Время выполнения – до 60 минут. Тест содержит 12 заданий. В третьей части разрешается использование словаря.
Каждый раздел имеет равный вес и составляет 20% от итоговой оценки. Успешная сдача экзамена предполагает получение одной из следующих оценок: A, B или C. Всем успешно сдавшим экзамен выдаются сертификаты.
Второй сертификационный уровень (ТРКИ-II)
Он подтверждает достаточно развитые коммуникативные навыки во всех областях. Он обеспечивает возможность осуществления профессиональной деятельности, используя русский язык, в различных сферах. Иностранные граждане, демонстрирующие владение русским языком на уровне II (соответствует уровню B2 по европейской шкале), должны активно использовать около 5000 лексических единиц.
Наличие данного сертификата является обязательным условием для получения квалификации бакалавра или магистра выпускниками российских высших учебных заведений, включая МГУ. Тестирование состоит из пяти компонентов:
- Лексика и грамматика. Продолжительность тестирования составляет 90 минут. Предлагается 150 заданий. Использование словаря во время тестирования не допускается.
- Чтение. Задача состоит в ознакомлении с текстом и завершении предложений, которые следуют за ним. На выполнение этого задания отводится 15 минут.
- Письмо. Требуется создание связного текста (изложения) в ответ на предложенный текст. Использование слов из исходного текста не разрешается, рекомендуется заменять их синонимами. На выполнение теста отводится 60 минут. Разрешено использование словаря. Тест состоит из двух заданий.
- Аудирование. Предполагается прослушивание фрагментов новостных телепередач. Продолжительность тестирования (35-40 минут) определяется длительностью представленных аудио- и видеоматериалов и временем, необходимым для выполнения заданий. Включает в себя 25 заданий. Использование словаря запрещено.
- Говорение. Тестирование состоит из трех разделов, которые включают 6 заданий (15 позиций). Продолжительность – до 60 минут. В первом разделе тестируемому необходимо поддержать диалог в соответствии с предложенным заданием. Подготовка не предусмотрена. Во втором разделе необходимо принять участие в обсуждении определенной проблемы с экзаменатором. Задача тестируемого – в ходе беседы выразить и аргументировать свою точку зрения по предложенному вопросу, адекватно реагируя на реплики экзаменатора. Подготовка не требуется. Время выполнения задания: до 10 минут.
Все пять частей теста имеют одинаковый вес и оцениваются в 20% от общего балла.
Кандидату может быть выставлена одна из трех проходных оценок: A, B или C. Кандидаты, успешно прошедшие тестирование, получают соответствующий сертификат.
Третий сертификационный уровень (ТРКИ-III)
Данный экзамен является подтверждением высокого уровня владения коммуникативной компетенцией во всех сферах. Этот уровень позволяет кандидату работать на русском языке в качестве специалиста-филолога, переводчика, редактора, журналиста, дипломата, менеджера, осуществляющего свою профессиональную деятельность. Наличие этого сертификата является необходимым условием для получения диплома бакалавра, специалиста и магистра вышеперечисленных специальностей (за исключением специалистов- и магистров-филологов, для которых этот экзамен является промежуточным этапом).
Оцениваются следующие навыки:
- Языковая компетенция. Предполагается, что кандидаты покажут знание языковой системы, продемонстрировав понимание, а также навыки использования языковых единиц и структурных связей, которые необходимы для понимания и оформления как отдельных высказываний, так и высказываний, являющихся частью оригинальных текстов или их фрагментов. Тестирование включает следующие типы заданий: выбор правильного варианта из нескольких предложенных, установление соответствий, завершение или расширение текста. Всего предлагается 100 пунктов. Кандидат должен владеть словарным запасом в объеме не менее 12 000 единиц, из которых 7 000 должны составлять активный словарный запас.
- Письмо. Оценивается умение создавать тексты на основе прослушанного или прочитанного материала, демонстрируя навыки анализа и оценки предложенной информации (проблемный конспект, реферат, формальное/неформальное письмо, сообщение). В качестве стимула предлагаются тексты из статей, буклетов, объявлений, официальных и личных писем и т.д. Кроме того, кандидат должен написать собственный текст проблемного характера (статью, эссе, письмо). Тексты должны быть написаны с определенной целью и для конкретного адресата. Кандидатам необходимо выполнить 3 задания: в заданиях 1 и 2 требуется составить текст определенного типа на основе прослушанного или прочитанного материала; в задании 3 – написать текст, отражающий объективное содержание излагаемой проблемы и личное отношение к ней.
- Аудирование. Оценивается способность понимать аудиотексты на уровне общего, детального и критического понимания (понимание текста в целом, понимание деталей, отношение говорящего к предмету речи и оценка услышанного). В качестве материалов используются записи радио- и телепередач, фрагменты кинофильмов, записи публичных выступлений и т.д. Тест состоит из 4 частей, включающих 25 заданий. Первая часть – краткий диалог, вторая часть – полилог, третья часть – публичный монолог, четвертая часть – публичное интервью. Основные типы заданий: выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
- Говорение. Тестирование состоит из трех разделов. Первый раздел проводится с использованием аудиозаписи: ответы кандидата записываются на пленку в строгом соответствии с заданием. Второй раздел проводится в форме ролевой игры с экзаменатором. В процессе тестирования используются вспомогательные материалы (видеосюжет, письменный текст) для стимуляции и направления общения. Последняя часть экзамена – свободная беседа с экзаменатором. Оценивается умение поддерживать диалог, используя различные синонимические языковые средства для достижения поставленных целей и выбора речевой тактики; выступать инициатором диалога-беседы, представляющего собой разрешение конфликтной ситуации в процессе делового общения; строить монолог-рассуждение на морально-этические темы; достигать целей коммуникации в ситуации свободной беседы, отстаивая и аргументируя свою точку зрения. Экзамен проводится двумя экзаменаторами, один из которых ведет беседу, а второй оценивает выполнение заданий.
- Чтение. Оценивается способность к пониманию и адекватной интерпретации текстов, относящихся к социально-культурной (с достаточно высоким уровнем содержания прецедентной информации) и официально-деловой (представленной как текстами постановлений, законов, так и текстами официальных сообщений) сферам общения, а также текстов русской художественной литературы на уровне, позволяющем проводить элементарный филологический анализ. Кандидаты должны продемонстрировать разнообразные навыки чтения, применять и комбинировать различные стратегии чтения, включая поисковое, просмотровое и изучающее чтение, в зависимости от поставленной задачи. Тест включает 4 текста общим объемом около 2500 слов и 25 заданий к ним. Типы заданий: выбор правильной пары, выбор правильного варианта из нескольких предложенных.
Все пять частей экзамена имеют одинаковую значимость и оцениваются в 20% от общего балла. Кандидаты, успешно прошедшие тестирование, получают сертификат с одной из трех проходных оценок: A, B или C.
Четвертый сертификационный уровень (ТРКИ-4)
Здесь кандидат подтверждает продвинутый уровень владения русским языком, сопоставимый с уровнем носителя. Наличие данного сертификата является необходимым условием для получения диплома магистра филологии, который позволяет заниматься всеми видами преподавательской и научной деятельности, связанными с русским языком.
- Чтение. Предполагается, что тестируемые способны понимать и правильно интерпретировать оригинальные тексты разнообразной тематики: от абстрактно-философских и профессионально-ориентированных до текстов, рассчитанных на широкую аудиторию, включая художественные произведения, содержащие подтекст и концептуальные смыслы. Тест включает 4 текста общим объемом около 4000 слов, к которым предлагается 25 заданий различных типов: восстановление целостности текста, выбор верного ответа из нескольких предложенных, а также задания с открытыми ответами.
- Письмо. Предполагается, что тестируемые могут создавать тексты на основе как прослушанного, так и прочитанного материала, демонстрируя способность к переработке информации в соответствии с конкретными прагматическими целями, а также самостоятельно создавать тексты, отражающие личное мнение по теме, и тексты убеждающего характера в соответствии с заданием. Кандидатам предстоит выполнить 3 задания: в первом задании – составить текст определенного формата на основе полученной информации; во втором и третьем заданиях – написать текст, не опираясь на прочитанный или прослушанный материал.
- Аудирование. Предполагается, что тестируемые способны полностью воспринимать содержание аудиоматериалов, точно интерпретируя социокультурные и эмоционально-экспрессивные особенности речи говорящего, распознавая прецедентные высказывания и скрытые смыслы. В качестве материалов используются записи радио- и телепередач, фрагменты кинофильмов, телеспектаклей, радиопьес, записи публичных выступлений и т.д. Тест состоит из 4 частей, включающих 25 заданий. Первая часть – короткий диалог, вторая часть – полилог, третья часть – публичный монолог, четвертая часть – художественная речь (телеспектакль, радиопьеса и т.п.). Основной тип заданий – выбор правильного ответа из нескольких вариантов.
- Говорение. Предполагается, что тестируемые могут успешно достигать поставленных целей общения в ситуациях как подготовленной, так и спонтанной коммуникации, включая публичные выступления, демонстрируя навыки использования речевых стратегий, характерных для организатора коммуникации, стремящегося оказать влияние на слушателя. Тест состоит из 3 частей. Первая часть проводится с использованием аудиозаписи: кандидат записывает свои реплики в соответствии с предложенным коммуникативным заданием. Вторая часть представляет собой ролевую игру с экзаменатором. Заключительная часть экзамена – произнесение монолога убеждающего характера, переходящего в диалог-беседу с экзаменатором.
- Языковая компетенция. Предполагается, что тестируемые продемонстрируют знание языковой системы, понимание и навыки использования языковых единиц и структур, необходимых для понимания и построения как отдельных высказываний, так и фрагментов оригинальных текстов, с учетом стилистических особенностей их употребления. Типы заданий в тесте: выбор правильного варианта из нескольких предложенных, установление соответствий, восстановление/завершение и расширение текста. Всего 100 заданий. Кандидат должен владеть словарным запасом не менее 15 000 единиц, при этом активная часть словаря должна составлять не менее 8 000 единиц.
Все разделы экзамена равнозначны и составляют по 20% от итоговой оценки. Успешное прохождение теста оценивается уровнями A, B или C. Сертификаты выдаются всем кандидатам, успешно сдавшим экзамен. Вы можете пройти данный тест в образовательном центре Лидер!
Часто задаваемые вопросы