Как и у любой другой публикации, у интервью есть определенные цели и задачи, в число которых входит раскрытие личности героя, уточнение подробностей его деятельности, попытка докопаться до истины. От них зависит подготовка к будущей беседе, ее ведение и последующее согласование результатов.
Интервьюер должен по-настоящему интересоваться интервьюируемым. Умение расположить к себе и внимательно слушать собеседника значительно увеличивает шансы на успех. Но по большому счету взять интервью может каждый, соблюдая 10 простых правил.
.
Первым делом сформулируйте основные задачи: с какой целью вы идете к человеку? Какой результат хотите получить от разговора? Вокруг этих задач будут строиться задаваемые вопросы. Составьте как минимум десять вопросов, интересных лично вам и, возможно, вашим читателям. Соберите информацию о герое (биография, профессиональная деятельность, личная жизнь и др.). Составьте план разговора, придумайте интригу, около которой будет вращаться ваше общение. Интрига может быть любой, если она подходит к формату издания, для которого готовится материал.
.
Придя позже оговоренного часа, вы показываете свое неуважительное отношение к ожидающему вас человеку. Не забывайте, что у него могут быть и другие дела. Ваше опоздание не только сократит время, выделенное на интервью, но и вызовет раздражение у собеседника. Не стоит ждать увлекательного разговора с обиженным человеком.
.
В начале общения между незнакомыми людьми обычно возникает некоторое напряжение и скованность. Первым делом постарайтесь наладить контакт: улыбнитесь, расскажите смешную историю или анекдот, имеющий косвенное отношение к герою. Профессионалы рекомендуют задавать вопросы, которые не будут включены в статью, но заведомо понравятся интервьюируемому. Провокационные или неприятные для собеседника темы лучше оставить на конец встречи.
.
Не перебивайте, не смотрите без конца по сторонам, не зевайте, показывайте заинтересованность, даже если человек несет откровенную чушь. Улыбайтесь на шутки, которые вовсе не кажутся смешными. Словом, эмоционально реагируйте. В таком случае ваш собеседник с прежним энтузиазмом продолжит разговор. Это состояние в психологии называется раппортом.
.
Некоторые журналисты по ходу беседы делают записи в блокноте, объясняя это тем, что так потом проще расшифровывать аудио запись. Но не забывайте, что сидящий напротив и что-то пишущий человек не вызывает желания вести задушевные беседы.
.
Не стоит во всем поддакивать: ничего скучнее в таком разговоре быть не может. Спорьте. Но при этом не превращайтесь в идеологических противников. Со стороны ваш разговор должен выглядеть как дружеская дискуссия.
.
Задача интервьюера – не изложить собственные взгляды, а выяснить точку зрения собеседника. Ни в коем случае не допускайте критических замечаний, лучше почаще хвалите. Если доли критики требует драматургия беседы, скажите: «Такой-то и такой-то утверждают, что ваше творчество не является искусством. Что вы на это скажете?». Подобные пассажи рекомендуется сопровождать улыбкой.
.
Если интервью рассчитано на 10-15 минут, не стоит заводить речь про детские и юношеские годы героя, а также рассуждать на философские темы. Постарайтесь задать интересующие вас вопросы и по возможности максимально продлить разговор. Вопреки бытующему мнению, профессионал завершает интервьюирование далеко не сразу по окончании отведенного времени. Его главная задача – создать интересный контент, а не доказать, что он человек исключительно пунктуальный. Прибегая к маленьким хитростям, можно получить 10-20 дополнительных минут, коснувшись в конце разговора особенно важной для героя темы, на которую он не прочь пообщаться.
.
Согласование – наиболее сложный этап. Медийные личности часто соглашаются на встречу с журналистом только при условии обязательного согласования с ними окончательного варианта статьи, поскольку знают, что в процессе оживленного разговора можно сболтнуть «лишнее». Вычитывая готовый текст, селебрити вычеркивают избыточные откровения, тем самым порой уничтожая весь смысл написанного. Универсального совета, как поступить в таком случае, нет. Или вы не выпускаете не одобренный звездой материал, или выпускаете, испортив отношения.
.
Автограф, совместные фотографии – об этом даже не думайте. Это в высшей степени непрофессионально. Любому человеку приятнее общаться с профи, а не с дилетантом. Поэтому ведите себя на равных, разумеется, без хамства и панибратства. Уважайте себя и свою работу.
.
Надеемся, что наша статья была для вас полезной. Приглашаем вас на курсы журналистики. Если вы еще не в числе наших учеников, записывайтесь на курсы Лидер через контактную форму ниже.
.
.
.
Более 84 000 слушателей выбрали наши курсы, свыше 1000 компаний доверили нам обучение своих сотрудников.