Наши преподаватели. Георгий Войтко: «Стремлюсь быть как можно строже, потому что только так достигается хотя бы минимальный удовлетворительный  результат»

Искусству грамотной речи и убеждения много веков. И все больше людей желают красиво и ясно доносить свои мысли до зрителей. Нередко каждому из нас приходится думать, что сказать, как сказать и что ответить на вопросы собеседников. Чтобы не попасть впросак в такой ситуации и существует ораторское искусство – гармоничное сочетание риторики и актерского мастерства.

О том, как можно развить в себе способность говорить убедительно, внятно и красиво, чем в жизни помогает риторика и многом другом, мы поговорили с Георгием Войтко, преподавателем курса ораторского искусства в Гродно.

— Георгий, как Вы попали на работу в образовательный центр «Лидер»?

— Послал резюме и с марта этого года стал вести курс, который совмещаю с основной работой в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы, где я также руковожу студенческим театром.

—  Кому подойдут курсы ораторского искусства?

—  Очень хороший вопрос. Я думаю, в наше время тотальной публичности, когда каждый человек может находить слушателей и находит их; во время, когда публичная деятельность активно мигрирует в интернет-пространство (взять хотя бы видеоблогеров и различные онлайн курсы: от освоения сложных программ до «как заработать миллион»), мне кажется, что курсы ораторского искусства будут полезны многим. Конкретно же  –  тем, кто хочет создавать вокруг себя некое пространство интересов, зажигать своими идеями других и совместно работать над какой-либо задачей, проектом и т. д.

Опыт моей работы показывает, что эти курсы мало того, что нужны, они даже несколько запоздали, —  способность людей изъясняться внятно, убедительно и аргументировано излагать свою точку зрения, обосновывать и отстаивать ее, отстает от жизненного опыта людей.

В результате это ведет к непониманию, обидам и многим тяжелым разочарованиям. Но если в обыденной жизни кто-то еще может  с этим мириться, то в публичной сфере, в сфере деловых, карьерных и общественных интересов такая ситуация представляется мне неприемлемой.

— Расскажите вкратце, чему можно научиться после курсов ораторского мастерства?

— Наш курс рассчитан на 8 занятий по 4 учебных часа. Слушатели за это время успевают овладеть некоторыми начальными навыками сценической речи (в любом хорошем публичном выступлении есть большой элемент актерства), получить базовые знания о том, как нужно выстраивать свою публичность, по каким законам строится речь, чтобы она имела максимальную эффективность.

Мы вместе создаем и отрабатываем со слушателями их выступления на интересующие их темы, как правило, связанные с их профессией, родом занятий, сферой интересов.

Я не хочу сказать, что я учу своих воспитанников внушению и техникам скрытой манипуляции сознанием, но мы это все подробно разбираем на занятиях.

— Исходя из своего опыта, назовите самые распространенные ошибки Ваших студентов?

—  Самые распространенные ошибки? Наверное, то, как они себе представляют результат этих курсов… За четыре недели не стать оратором, тем не менее, можно многому научиться, при условии, если есть желание этого, и развивать в дальнейшем полученные навыки самостоятельно.

— Из чего состоит успех уверенного, грамотного выступления перед публикой?

—  Из многих вещей. Очень много элементов, составляющих, навыков. Но главное, разумеется, —  это  знания. Я считаю, что оратор не может быть глупым, но это дело моего личного вкуса, история ведь знает таких примеров немало. Опять же, ответ на этот вопрос зависит от того, перед какой публикой вы хотите успешно выступить? Выступление по ТВ,  воскресная проповедь в евангелистской церкви,  презентация нового стартапа перед спонсорами, рабочее совещание в коллективе, лекция о метамодернизме, —  это все, как вы понимаете, совершенно разные аудитории. В силу различности восприятия, интеллектуального уровня, других аспектов, которые  лучше могут быть выражены в терминах социальной психологии,  философии,  психиатрии, антропологии и даже нейробиологии.

— Нужны ли минимальные навыки, с которыми можно приходить к Вам на занятия?

—  Главный навык – это  быть открытым для нового. А также желание учиться. Многие упражнения, которые я даю на занятиях, необходимо повторять дома самостоятельно.

— Чем Вы стараетесь заинтересовать студентов?

—  Самими собой. Главное в том, чтобы они стали интересны самим себе, почувствовали вкус к публичности — и тогда можно двигаться дальше.

— Вы строгий учитель?

— Стремлюсь быть как можно строже, потому что только так достигается хотя бы минимальный удовлетворительный  результат.

— Как можно развивать свои ораторские навыки вне занятий?

— Это малореально. Нет, ну разумеется можно о чем-то читать и пытаться это делать самостоятельно, но я по опыту знаю, что без тщательно продуманного плана работы и оценки со стороны педагога, это в лучшем случае даст вам приятное времяпровождение в кругу друзей и коллег.

— Есть ли у Вас мечта?

—  Да, есть. Чтобы никто не спрашивал, зачем и почему мы делаем «странные» упражнения на моих занятиях.

Более 70000 слушателей выбрали наши курсы, свыше 1000 компаний доверили нам обучение своих сотрудников.