УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
15.07.2011 № 954
ПОЛОЖЕНИЕ
о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением, разработанным на основании статьи 250 Кодекса Республики Беларусь об образовании, регулируется порядок осуществления непрерывногопрофессионального обучения по профессиям рабочих.
2. Непрерывное профессиональное обучение по профессиям рабочих включает реализацию следующих образовательных программ дополнительного образования взрослых:
образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих);
образовательной программы переподготовки рабочих (служащих);
образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).
3. Основными задачами непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих являются:
реализация образовательных программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих);
профессиональное развитие рабочих (служащих) и удовлетворение их познавательных потребностей;
обеспечение отраслей экономики профессиональными кадрами требуемого уровня квалификации;
обеспечение эффективной занятости населения на основе сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, сохранение и развитие профессионального потенциала и конкурентоспособности кадров.
4. Непрерывное профессиональное обучение по профессиям рабочих осуществляется в случае необходимости данного обучения для собственных нужд организации в соответствии с коллективным договором, соглашением, трудовым договором, по заявкам других организаций на основе договоров.
ГЛАВА 2
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ (СЛУЖАЩИХ)
5. Сроки получения дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательных программ повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки рабочих (служащих) определяются настоящим Положением, Кодексом Республики Беларусь об образовании, перечнем профессий для подготовки рабочих, утвержденным в установленном порядке Министерством образования, Министерством труда и социальной защиты, Министерством финансов и Министерством экономики.
6. Для лиц, освоивших содержание образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) без присвоения квалификационного разряда (класса, категории), а также имеющих среднее специальное или высшее образование, допускается сокращение сроков обучения при освоении содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) с учетом имеющихся у них знаний, умений и навыков.
7. Образовательный процесс при реализации образовательных программ повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки рабочих (служащих) осуществляется:
в учреждениях дополнительного образования взрослых;
в иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых;
в иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) также осуществляется на дому в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
8. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки рабочих (служащих) является учебное занятие – лекция, семинарское, лабораторное, практическое и иное занятие.
9. Образовательный процесс при реализации образовательных программ повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки рабочих (служащих) осуществляется по учебно-программной документации, разработанной в установленном порядке в учебных группах, или индивидуально при невозможности укомплектования группы.
10. Наполняемость учебных групп слушателей, осваивающих содержание образовательных программ повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки рабочих (служащих) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, составляет от 25 до 30 человек, за счет юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц или собственных средств граждан – устанавливается самостоятельно учреждением дополнительного образования взрослых, иным учреждением образования, реализующим образовательные программы дополнительного образования взрослых, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующей программы дополнительного образования взрослых.
11. Образовательный процесс при реализации образовательных программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих) включает теоретическое и производственное обучение.
12. Теоретическое обучение направлено на овладение слушателями теоретическими знаниями, необходимыми для формирования умений и навыков по профессии (должности).
13. Производственное обучение направлено на формирование практических умений и навыков по профессии (должности).
14. Производственное обучение в составе учебной группы проводится в два этапа:
на первом этапе под руководством мастера производственного обучения на материально-технической базе, специально созданной в учреждении дополнительного образованиявзрослых, ином учреждении образования, реализующем образовательные программы дополнительного образования взрослых, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующей образовательные программы дополнительного образования взрослых. При отсутствии специально созданной материально-технической базы допускается в порядке исключения проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах в организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующей программы дополнительногообразования взрослых;
на втором этапе (производственная практика) – на рабочих местах в организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующей программы дополнительного образования взрослых, под руководством мастера производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного рабочего или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий.
При осуществлении образовательного процесса индивидуально слушатель осваивает теоретический курс самостоятельно, производственное обучение проходит индивидуально на рабочем месте под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного рабочего или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий.
Консультации составляют 8–10 процентов от объема часов, отводимых на самостоятельное освоение теоретического курса.
15. Производственное обучение может планироваться после теоретического обучения или чередоваться с ним.
16. Начало учебных занятий при реализации образовательных программ повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки рабочих (служащих) определяется сроками комплектования учебных групп. При этом учебные занятия начинаются не позднее чем через три месяца после даты заключения соответствующего договора.
ГЛАВА 3
АТТЕСТАЦИЯ ПРИ НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ РАБОЧИХ (СЛУЖАЩИХ)
17. При освоении содержания образовательных программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих) слушатели проходят текущую и итоговую аттестацию.
18. Текущая аттестация слушателей проводится в форме собеседования, зачета.
Результаты текущей аттестации слушателей оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале либо отметками «зачтено», «не зачтено».
Положительными являются отметки не ниже 3 (трех) баллов и «зачтено».
19. К итоговой аттестации допускаются слушатели, выполнившие в полном объеме требования учебного (учебно-тематического) плана и учебной программы.
20. Итоговая аттестация слушателей проводится в форме квалификационного экзамена.
21. Для проведения квалификационных экзаменов создаются квалификационные комиссии.
22. Результаты итоговой аттестации слушателей оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале. Положительными являются отметки не ниже 3 (трех) баллов.
23. Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок по уважительной причине, предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок во время работы квалификационной комиссии. Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок без уважительных причин или получившим по ее результатам отметку ниже 3 (трех) баллов, предоставляется право прохождения итоговой аттестации во время работы квалификационной комиссии, но не ранее чем через три месяца.
24. Слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию при освоении содержания образовательных программ повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки рабочих (служащих), присваивается квалификационный разряд (класс, категория) по избранной профессии (должности) и выдается свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии.
25. Слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию при освоении содержания образовательных программ повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки рабочих (служащих) по профессиям, связанным с ведением работ на потенциально опасных объектах, кроме свидетельства установленного образца о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии выдается соответствующее удостоверение о допуске к работе на указанных объектах.
ГЛАВА 4
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РАБОЧИХ (СЛУЖАЩИХ)
26. Обучение при реализации образовательных программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих) осуществляют педагогические работники и мастера производственного обучения, инструкторы производственного обучения рабочих массовых профессий.
Теоретическое обучение должны осуществлять педагогические работники, имеющие высшее или среднее специальное образование по профилю, соответствующему обучаемой профессии.
27. Для обеспечения непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих в организациях могут привлекаться педагогические работники, мастера производственного обучения учреждений образования, высококвалифицированные специалисты других организаций.
ГЛАВА 5
ПОЛНОМОЧИЯ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДЧИНЕННЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ
28. Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь:
в пределах своей компетенции осуществляют управление непрерывным профессиональным обучением по профессиям рабочих;
создают отраслевые системы по реализации образовательных программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих), развивают различные виды и формы непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих;
осуществляют меры по научно-методическому, кадровому обеспечению и укреплению материально-технической базы для непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих для отрасли;
обеспечивают соответствие содержания обучения по профессиям рабочих требованиям научно-технического и социально-экономического развития отрасли, дифференцированный подход к организации данного обучения;
разрабатывают и утверждают отраслевые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих с учетом специфики отрасли и их профессиональной деятельности;
взаимодействуют с Министерством образования и Министерством труда и социальной защиты по вопросам нормативного, научно-методического, кадрового обеспечения;
обобщают и распространяют передовой опыт организации непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.
29. Руководители учреждений дополнительного образования взрослых, иных учреждений образования, реализующих образовательные программы дополнительного образованиявзрослых, организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых:
разрабатывают и реализуют учебные (учебно-тематические) планы непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих совместно с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами с учетом уровня социально-экономического развития отрасли;
создают и укрепляют материально-техническую базу, приобретают технические средства обучения, учебные и наглядные пособия, организуют разработку учебно-методических и информационно-аналитических материалов;
обеспечивают качество обучения;
совершенствуют содержание, формы и методы обучения;
организуют работу по подготовке, повышению квалификации, переподготовке и стажировке педагогических работников, изучению, обобщению и распространению передового опыта организации непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих;
несут ответственность за качество непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.
ГЛАВА 6
ФИНАНСИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ
30. Финансирование непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих может осуществляться за счет собственных средств юридических и физических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством.
31. Финансирование расходов на переподготовку и повышение квалификации рабочих (служащих), направляемых сельскохозяйственными и иными организациями, осуществляющими производство и переработку сельскохозяйственной продукции, обособленными подразделениями юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и организациями, обслуживающими сельское хозяйство, производится за счет республиканского или местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством.
Более 84 000 слушателей выбрали наши курсы, свыше 1000 компаний доверили нам обучение своих сотрудников.