Методики оценки компетенций и подбора персонала

Сложно представить себе нечто более субъективное, чем оценка персонала. Именно так кажется на первый взгляд. Ведь большинство работодателей оценивают работника на интуитивном уровне и мыслят категориями «понравился»-«не понравился». И лишь немногие пытаются определить профпригодность кандидата тестами по специальности.

На самом деле, подбор персонала – это наука. И, как в любой другой научной дисциплине, в ней есть своя методология, позволяющая с достаточной степенью точности оценить, насколько кандидат подходит вашей компании. Эти методы напрямую связаны с функциями управления персонала, и в нашей заметке мы перечислим основные из них.

Анализ документов и резюме

Прежде чем пригласить человека на собеседование или выдать ему тестовое задание, необходимо внимательно проанализировать его резюме. Это позволит вам сэкономить время и сразу отсеять ряд соискателей на вакантную должность. Обращать внимание стоит на:

  • Образование – оценивается его профильность и престижность оконченного учебного заведения, если последнее важно.
  • Дополнительное образование – позволит выявить лучшего кандидата при прочих равных условиях или заполучить в компанию универсального специалиста, который, к примеру, отлично разбирается и в логистике, и в экономике.
  • Опыт работы – здесь учитывается не только количество лет на определенной должности, но и характер работы организаций, в которых раньше трудился кандидат. Если соискатель всю жизнь работал в сфере услуг, сложно ожидать от него многого в производственной сфере. Оценивается и то, как часто кандидат меняет работу, если ваша организация не заинтересована в текучке кадров. Большим плюсом является не только указание в резюме предыдущих мест работы, но и указание должностных обязанностей на конкретном рабочем месте.
  • Достижения – это успехи в карьере и крупные завершенные проекты, которые помогают лучше характеризовать соискателя.
  • Дополнительная информация – очень важные «мелочи», которые значительно влияют на выбор кандидата. К ним можно отнести знание иностранных языков, наличие водительского удостоверения, личного автомобиля и многое другое.
  • Персональная информация – часто играет важную роль, особенно в условиях жесткой кадровой политики компании. Ведь многие работодатели с неохотой берут женщин в репродуктивном возрасте, пожилых людей и приезжих из других стран.

Подбор заданий для оценки профессиональных знаний

Для того чтобы оценить профессиональные качества будущего сотрудника, можно воспользоваться специальными заданиями. Отметим, что подбором этих заданий должен заниматься профессионал в той области, к которой относится вакантная должность. В идеале это должен быть либо руководитель отдела, в который набирается сотрудник, либо специалист стороннего центра оценки, которому полностью доверяет компания-наниматель.

Многие компании подменяют этот метод другим распространенным способом проверки кандидата – выполнением работы по образцу. Такой вариант проще для нанимателя, но хуже тем, что вы не имеете общей картины компетенций вашего персонала. А персонал – это тот же ресурс, который принесет максимум прибыли только в том случае, если вы используете его правильно.

Собеседование: его цели и виды

Наконец, резюме изучено, тестовое задание пройдено, а значит, пришло время собеседования. Собеседование может быть групповым или одиночным. Групповое предпочтительнее, если соискателей много и нужно сразу отсеять неподходящих кандидатов. По типу различают структурированное собеседование, когда вопросы задаются в строгом порядке, ситуативное, когда соискатель решает определенную гипотетическую задачу, и стрессовое, когда интервьюер старается провокационными вопросами или любым другим способом поместить кандидата в стрессовую ситуацию и наблюдает за его реакцией.

Личное собеседование преследует несколько целей. Это и знакомство с кандидатом, и оценка его внешности, реакций, грамотности речи, и определение основных черт характера, коммуникабельности. Кроме того, собеседование позволяет уточнить ряд нюансов, которые не были оговорены ранее. Не менее важно для нанимателя «продать» компанию на собеседовании, чтобы соискатель выбрал именно вас, а не конкурента, если, конечно, вы заинтересованы именно в этом сотруднике.

Эти базовые методы, которые уже много лет с успехом применяются и в нашем кадровом агентстве, позволят вам подобрать отличный персонал. И отличный персонал, мы уверены, станет ключом к успеху в вашем бизнесе!

Более 84 000 слушателей выбрали наши курсы, свыше 1000 компаний доверили нам обучение своих сотрудников.

Используя сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и обработкой персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных.