СОГЛАСОВАНО Министерством торговли Республики Беларусь 8 декабря 2008 г.
|
УТВЕРЖДЕНО Министерством образования Республики Беларусь 11 декабря 2008 г. |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЙ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
СБОРНИК
ТИПОВЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И ПРОГРАММ
для непрерывного профессионального обучения кадров
по рабочим профессиям
Профессия: ПАРИКМАХЕР
Уровень квалификации – 3, 4; 5; 6-й разряды
МИНСК
2008
Разработчики: Силантьева Г.В. – инженер-технолог ЦСГ ОАО «Восход»;
Иванова Т.Д. – парикмахер-модельер, заместитель директора по УМР УО «Частный учебный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации мастеров парикмахерского искусства, декоративной косметики и грима Сергея Войтеховского»;
Дубешко О.П. – парикмахер-модельер, преподаватель УО «Частный учебный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации мастеров парикмахерского искусства, декоративной косметики и грима»;
Камяк Г.Д. – директор ОДО «Вэлли»;
Ходанова Н.В. – парикмахер-модельер, заместитель директора по УПР УО «Частный учебный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации мастеров парикмахерского искусства, декоративной косметики и грима»;
Ванькевич Н.Ю. – парикмахер-модельер ТЧУП «Леди Гадива».
Чипинский Э.Е. – методист УО «Республиканский институт профессионального образования»;
Галенко Е.И. – методист УО «Республиканский институт профессионального образования».
Рецензенты: Морщакина Н.А. – преподаватель высшей категории учреждения образования «Минский государственный технологический колледж»;
Подвойская Л.М. – директор ООО «Салон красоты «Лилита».
Ответственный за выпуск Войтеховский К.Б., директор Ассоциации парикмахеров и косметологов.
Рекомендовано к изданию экспертным советом Учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
СОГЛАСОВАНО
Министерством торговли Республики Беларусь 8 декабря 2008 г. |
УТВЕРЖДЕНО
Министерством образования Республики Беларусь 11 декабря 2008 г. |
ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ
Профессия – парикмахер
Уровень квалификации – 3-6-й разряды
Сроки обучения:
при подготовке на начальные разряды (3,4-й) – 8 месяцев
при повышении квалификации:
на средний разряд (5-й) – 1,5 месяца
на высший разряд (6-й) – 1,5 месяца
ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Подготовка на 3,4 разряды | Повышение квалификации на 5 разряд | Повышение квалификации на 6 разряд | |||||||
Количество часов | Количество часов | Количество часов | |||||||
ЦИКЛЫ И ПРЕДМЕТЫ | всего | в том числе на занятия | всего | в том числе на занятия | всего | в том числе на занятия | |||
теоретические | ЛПЗ | теоретические | ЛПЗ | теоретические | ЛПЗ | ||||
1 ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ | |||||||||
1.1 .Основы экономики | 30 | 18 | 12 | 4 | 3 | 1 | 2 | 2 | — |
1.2. Основы экологии | 10 | 10 | — | 4 | 4 | — | 2 | 2 | — |
1.3.Основы права Республики Беларусь | 14 | 14 | — | 4 | 4 | — | 2 | 2 | — |
1.4. Практическое использование ПЭВМ | 8 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
1.5. Основы психологии и профессиональной этики | 40 | 28 | 12 | 4 | 4 | — | 4 | 4 | — |
1.6. Материаловедение | 40 | 34 | 6 | 8 | 7 | 1 | 6 | 4 | 2 |
1.7. Основы рисунка и композиции | 30 | 8 | 22 | — | — | — | — | — | — |
1.8. Санитария и гигиена | 28 | 22 | 6 | 8 | 7 | 1 | 4 | 4 | — |
2. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЦИКЛ | |||||||||
2.1. Охрана труда | 10 | 10 | — | 4 | 4 | — | 2 | 2 | — |
2.2. Моделирование и художественное оформление прически | 114 | 34 | 80 | 40 | 8 | 32 | 40 | 14 | 26 |
2.3. Постижерное дело | 32 | 6 | 26 | — | — | — | 16 | 2 | 14 |
2.4. Декоративная косметика | 80 | 34 | 46 | 16 | 6 | 10 | 16 | 4 | 12 |
2.3. Технология парикмахерских работ | 232 | 80 | 152 | 32 | 14 | 18 | 32 | 10 | 22 |
2.5. Производственное обучение | 322 | — | — | 56 | — | — | 56 | — | — |
2.6. Производственная практика | 286 | — | — | 40 | — | — | 40 | — | — |
3. ФАКУЛЬТАТИВЫ | 46 | — | — | — | — | — | — | — | — |
4. РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ | 14 | — | — | 6 | — | — | 6 | — | — |
5. КОНСУЛЬТАЦИИ | 16 | — | — | 2 | — | — | 2 | — | — |
6. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН | 8 | — | — | 8 | — | — | 8 | — | — |
ВСЕГО | 1360 | 302 | 366 | 240 | 63 | 65 | 240 | 51 | 77 |
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ КАБИНЕТОВ И МАСТЕРСКИХ
КАБИНЕТЫ | МАСТЕРСКАЯ |
1. Основы экономики | 1. Парикмахерская |
2. Материаловедение | |
3. Практическое использование ПЭВМ | |
4. Технология парикмахерских работ | |
5. Моделирование и художественное оформление прически | |
6. Декоративная косметика | |
7. Охрана труда | |
8. Психология | |
9. Санитария и гигиена |
ПОЯСНЕНИЯ К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
1. Типовой учебный план является государственным документом, на основании которого разрабатывается рабочий учебный план, обязательный для выполнения во всех учреждениях образования и иных структурах по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров.
2. Объем обязательной учебной нагрузки — 40 часов в неделю, а для несовершеннолетних слушателей — 36 часов в неделю.
3. Производственное обучение планируется концентрированно или чередуется с теоретическим обучением.
4. Сроки проведения производственного обучения, практики, квалификационного экзамена определяются учреждением образования, соответствующей службой организации.
5. Распределение резерва времени осуществляется учреждением образования, соответствующей службой организации.
Начальник управления профессионально-технического образования Республики Беларусь______________Э.Н. Гончар
«___» ___________ 200___г |
Начальник отдела повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства образования Республики Беларусь____________А.И. Абрамов
«___» ___________ 200___г |
Ректор Учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»______________А.Х. Шкляр
«___» ___________ 200___г |
|
Начальник управления стандартизации, сертификации и качества Белорусского государственного объединения бытового обслуживания населения_______________________О.К. Барковский
«___» ______________________ 200___г |
Директор Ассоциации парикмахеров и косметологов.
_____________________К.Б. Войтеховский «___» ______________________ 200___г М.П. |
||
Разработчики: Чипинский Э.Е. – методист УО «Республиканский институт профессионального образования», Галенко Е.И. – методист УО «Республиканский институт профессионального образования»,
Иванова Т.Д. — преподаватель УО «Частный учебный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации мастеров парикмахерского искусства, декоративной косметики и грима Сергея Войтеховского».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сборник типовых учебных программ предназначен для использования при подготовке и повышении квалификации рабочих по профессии «Парикмахер» 3-6 разрядов в условиях непрерывного профессионального обучения.
Сроки обучения:
Подготовка на 3-4 разряд – 8 месяцев.
Повышение квалификации на 5разряд – 1,5 месяца.
Повышение квалификации на 6разряд – 1,5 месяца.
Сборник содержит тарифно-квалификационную характеристику, типовой учебный план, тематические планы и программы производственного обучения и предметов: «Основы экономики», «Основы экологии», «Основы права Республики Беларусь», «Практическое использование ПЭВМ», «Основы психологии и профессиональной этики», «Материаловедение», «Основы рисунка и композиции», «Санитария и гигиена», «Охрана труда», «Моделирование и художественное оформление прически», «Декоративная косметика и грим», «Технология парикмахерских работ».
Тарифно-квалификационная характеристика составлена в соответствии с Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 августа 2006 г. № 97 «О внесении изменений и дополнений в выпуск 62 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)» и содержит требования к основным знаниям, умениям, навыкам, которые должны иметь рабочие указанной профессии и квалификации.
Типовой учебный план является документом, обязательным для выполнения каждой учебной группой по курсовой и индивидуальной формам обучения. Указанный в нем перечень предметов, количество часов, отведенных на изучение каждого предмета, консультации, экзамены, а также перечень предметов, вынесенных на экзамены, не могут быть изменены без разрешения Министерства образования Республики Беларусь.
На основании типового учебного плана и типовых учебных программ учебное заведение разрабатывает рабочие учебные планы и может разрабатывать рабочие учебные программы. В рабочих учебных планах и программах количество часов, отводимых на изучение предметов специального цикла (включая производственное обучение и производственную практику), может перераспределяться в пределах 15% предусмотренного типовым учебным планом и программами с учетом местной специфики. Количество часов, отводимых на изучение отдельных тем программ предметов, и последовательность их изучения в случае необходимости разрешается изменять в пределах 15% по каждой из тем, но при обязательном условии, что программы предметов будут выполнены полностью по содержанию и общему количеству часов. Все изменения отражаются в рабочем учебном плане.
В организациях, осуществляющих профессиональную подготовку кадров по рабочим профессиям для собственных нужд организации, по заявкам других организаций, допускается (по решению учредителя) теоретическое обучение осуществлять в совмещенных кабинетах.
Данные кабинеты должны быть оснащены комплексом учебно-методической документации, наглядными пособиями, иными средствами по преподаваемым предметам. Занятия проводятся в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса. Для организации профессиональной подготовки, переподготовки рабочих необходимо иметь в наличии не менее трех кабинетов, а для повышения квалификации рабочих — не менее двух.
В типовом учебном плане указываются предметы, по которым проводятся экзамены. По другим предметам, не вынесенным на экзамены, могут проводиться зачеты.
Помимо зачетов и экзаменов преподаватели должны систематически контролировать знания путем устного опроса или проведения письменных контрольных работ.
Повторение учебного материала, зачеты и письменные контрольные работы проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение данного предмета. Поэтому преподаватели, планируя распределение часов по темам программ, должны предусматривать время на указанные виды учебной работы.
Предусмотренные типовым учебным планом время на консультации используется на групповые и индивидуальные консультации по письменным экзаменационным работам, специальным предметам типового учебного плана, выносимым на экзамены.
К концу обучения каждый обучающийся должен выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационной характеристикой, в соответствии с нормами и условиями, установленными на предприятии.
Квалификационная пробная работа проводится за счет времени, отведенного на производственную практику.
В связи с совершенствованием производства рабочие учебные программы теоретического и производственного обучения необходимо систематически дополнять учебным материалом о новом оборудовании, современных технологических процессах, исключая изучение устаревших технологических процессов, оборудования терминологии и стандартов.
Отзывы и замечания по совершенствованию типовых учебных программ просим направлять по адресу: 220004, г. Минск, ул. К. Либкнехта, 32. УО «Республиканский институт профессионального образования». Тел. (+375 17) 200 19 86.
Типовые учебные программы
для подготовки рабочих по профессии
«ПАРИКМАХЕР»
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Уровень квалификации — 3-й разряд
Характеристика работ: расчесывание сухих и влажных волос различной длины. Мытье волос и кожи головы с применением массажных движений. Нанесение различных косметических препаратов на волосы и кожу головы. Стрижка волос простая. Стрижка волос электромашинкой. Стрижка бороды и усов электробритвой. Сушка волос при помощи сушуара, фена и щетки. Накручивание волос на бигуди. Дезинфицирование, чистка и проверка инструмента.
Должен знать: строение и свойства кожи головы и волос; технологию и правила выполнения работ по стрижке волос; устройство технологического оборудования и инструмента; правила санитарии и гигиены; правила бытового обслуживания потребителей; способы оказания первой медицинской помощи; основы психологии, этики.
Уровень квалификации — 4-й разряд
Характеристика работ: уход за волосами и кожей головы путем нанесения различных косметических препаратов. Классическая химическая завивка. Модельная стрижка волос различной длины. Филировка волос различным инструментом. Тупировка, начес и расчесывание волос после тупировки и начеса. Укладка волос при помощи бигуди, фена и щеток, фена с диффузором, электрощипцов. Осветление, обесцвечивание и тонирование волос. Одноцветная окраска волос. Нейтрализация тона. Классическое Мелирование. Оформление и окраска бороды, бакенбардов и усов. Бритье головы, лица, выполнение компресса. Гигиенический уход за кожей лица до и после бритья.
Должен знать: основы физиологии и гистологии кожи технологию и правила выполнения парикмахерских работ; рецептуру красящих химических смесей и их воздействие на кожу и волосы, правила эксплуатации технологического оборудования и инструмента; назначение, свойства и нормы расхода применяемых материалов.
Программа предмета «Основы экономики»
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
Всего | в т.ч. лабор.-практических | ||
1. | Предмет экономики | 4 | — |
2. | Производство и рынок. Нормирование труда. Заработная плата | 10 | 6 |
3. | Спрос, предложение и основы ценообразования | 10 | 6 |
4. | Предпринимательство и его формы в Республике Беларусь | 6 | — |
ИТОГО: | 30 | 12 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Тема 1. Предмет экономики.
Экономика – как наука. Роль экономики в жизни общества. Типы экономических систем. Основные экономические процессы.
Тема 2. Производство и рынок. Нормирование труда. Заработная плата.
Базовые понятия: рабочая сила, предмет труда, факторы производства, средства труда, распределение, обмен, потребление, производительные силы, производственные отношения.
Собственность и ее формы.
Нормирование и нормы труда. Хронометраж. «Типовые нормы времени на услуги парикмахерских».
Заработная плата. Формы заработной платы. Надбавки, доплаты, премии, коэффициент трудового участия. Коллективный договор.
Лабораторно-практические работы.
«Типовые нормы времени на услуги парикмахерских». Работа с документами
Тема 3. Спрос, предложение и основы ценообразования.
Спрос и его изменение. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
Предложение и его изменение. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Механизмы ценообразования. Виды цен. «Нормы расхода материалов на услуги парикмахерских».
Лабораторно-практические работы.
Формирование цены на услуги парикмахерских.
Тема 4. Предпринимательство и его формы в Республике Беларусь.
Виды и формы предпринимательства в Республике Беларусь. Права предпринимателей. Организационно-правовые формы предпринимательства.
Программа предмета «Основы экологии»
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
Всего | в т.ч. лабор.-практических | ||
1. | Экология как наука. | 2 | — |
2. | Природа и общество. | 2 | — |
3. | Основные экологические понятия. | 2 | — |
4. | Биосфера: строение и эволюция. | 2 | — |
5. | Правовые и организационные вопросы охраны окружающей среды. | 2 | |
ИТОГО: | 10 | — |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Тема 1. Экология как наука.
История экологии. Предмет и задачи науки экологии.
Методы и разделы исследования в экологии.
Тема 2. Природа и общество.
Понятие «природа». Проблемы взаимоотношений человека, общества и природной среды. Антропогенное загрязнение и его последствия.
Глобальный экологический кризис ХХ1 века. Объективная необходимость устойчивого развития. Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь.
Тема 3. Основные экологические понятия.
Окружающая среда, ее составляющие. Экологические факторы, их классификация. Экосистемы, их классификация. Структура биогеоценоза, биоценоз.
Природные ресурсы, их классификация. Природные ресурсы Республики Беларусь.
Биосфера как глобальная экосистема.
Тема 4. Биосфера: строение и эволюция.
Строение биосферы: границы в атмосфере, литосфере, гидросфере. Эволюция биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Структура биосферы и влияние человеческой деятельности на ее стабильность. Экологический кризис, его причины и последствия. Прогноз возможности выхода из него человеческого общества.
Тема 5. Правовые и организационные вопросы охраны окружающей среды.
Организация охраны природы – элемент государственной политики. Законодательство по охране природы и рациональному природопользованию. Государственный контроль охраны окружающей среды. Ответственность за нарушение законодательства по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Роль общественных организаций в деле защиты окружающей среды.
Программа предмета «Основы права Республики Беларусь»
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
Всего | в т.ч. лабор.-практических | ||
1. | Конституционное право | 1 | — |
2. | Гражданское право | 3 | — |
3. | Трудовое право | 6 | — |
4. | Административное право | 2 | — |
5. | Семейное право | 1 | — |
6. | Уголовное право | 1 | — |
ИТОГО: | 14 | — |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Тема 1. Конституционное право
Основы конституционного строя Республики Беларусь.
Система органов государства. Национальное собрание – представительный, постоянно действующий и единый законодательный орган государственной власти. Президент – руководитель государства и исполнительной власти. Совет Министров Республики Беларусь – высший исполнительный орган государственной власти. Органы государственного контроля и надзора (Конституционный суд Республики Беларусь, Прокуратура, суды). Местные органы государственного управления и самоуправления.
Взаимоотношение личности и государства. Основные права, свободы и обязанности граждан. Понятие и значение гражданства.
Тема 2. Гражданское право
Гражданский кодекс Республики Беларусь. Общественные отношения, регулируемые гражданским правом. Понятие юридического лица. Классификация юридических лиц.
Форма собственности. Права и обязанности собственника. Защита прав собственника.
Защита прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг). Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Правила бытового обслуживания населения.
Тема 3. Трудовое право
Понятие и основания возникновения трудовых правоотношений. Коллективный договор. Трудовой договор. Условия, порядок заключения. Порядок и причины расторжения трудового договора. Порядок сокращения штатов.
Рабочее время: понятие, виды, продолжительность. Время отдыха: понятие, виды, работа в выходные и праздничные дни.
Заработная плата и ее виды, система и размеры оплаты. Удержания из заработной платы.
Трудовая дисциплина. Порядок поощрения и наложения дисциплинарных взысканий.
Материальная ответственность: понятие, виды, основания. Порядок возмещения ущерба.
Трудовые споры: понятие, виды, причины возникновения. Порядок рассмотрения
трудовых споров.
Организация охраны труда. Обеспечение здоровых и безопасных условий работы. Охрана труда женщин, молодежи и инвалидов. Правила по охране труда, обязательные для нанимателя.
Принципы и система государственного страхования.
Понятия и виды трудового стажа. Исчисление трудового стажа. Право на пенсию. Виды пенсии.
Тема 4. Административное право
Понятие и задачи административного права. Общественные отношения, регулируемые административным правом. Роль административного права в регулировании процессов экономики, производства, социально-культурного строительства, поддержание общественного порядка.
Порядок привлечения к административной ответственности. Субъекты административно-правовых нарушений. Меры административной ответственности и порядок их применения.
Тема 5. Семейное право
Понятие семьи, ее значение в развитии общества. Основные принципы построения семьи. Порядок регистрации брака.
Обязанности родителей по воспитанию детей. Обязанности детей по поддержанию родителей в старости.
Значение семейного права в сфере формирования и поддержания семьи.
Тема 6. Уголовное право
Понятие и источники уголовного права. Понятие преступлений и их виды. Состав преступления. Понятие и виды уголовного наказания. Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений: против личности, против собственности, против общественной безопасности и общественного порядка, за хозяйственные, должностные и другие преступления.
Понятие необходимой обороны.
Программа предмета «Практическое использование ПЭВМ»
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
Всего | в т.ч. лабор.-практических | ||
Введение. | 1 | — | |
1. | Работа на ПЭВМ. | 2 | 1 |
2. | Обработка информации на ПЭВМ | 3 | 2 |
3. | Телекоммуникации | 2 | 1 |
ИТОГО: | 8 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Введение
Правила и порядок работы в кабинете вычислительной техники.
Тема 1. Работа на ПЭВМ
Состав ПЭВМ. Основные блоки ПЭВМ: системный блок, клавиатура, монитор. Основные устройства ПЭВМ и их функциональное назначение.
Лабораторно-практические работы.
Ознакомление с основными блоками ПЭВМ.
Тема 2. Обработка информации на ПЭВМ
Текстовый редактор. Главное меню. Панели инструментов. Основные режимы и приемы ввода информации. Вызов редактора и выход из редактора. Создание текстовых файлов. Информационная строка. Перемещение по тексту. Ввод текста. Загрузка и сохранение документов. Операции с фрагментами текста. Форматирование текста. Использование различных шрифтов. Проверка орфографии. Разделение текста на страницы. Печать документа.
Лабораторно-практические работы.
Создание, редактирование, форматирование документа.
Тема 3. Телекоммуникации.
Мировое сообщество компьютерных сетей Internet. Виды коммуникации в Internet. Компьютерные сети, действующие в Республике Беларусь.
Система электронной почты. Формат электронного сообщения. Электронный почтовый адрес. Работа с корреспонденцией. Получение и просмотр писем.
Лабораторно-практические работы.
Работа с электронной почтой.
Программа предмета «Основы психологии и профессиональной этики»
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
Всего | в т.ч. лабор.-практических | ||
Введение. | 2 | — | |
1 | Личность. Психология заказчика. | 8 | — |
2. | Общение. Межличностные отношения. Культура обслуживания. | 8 | 4 |
3. | Конфликты, причины конфликтов и их разрешение. Взаимоотношения в трудовом коллективе. | 10 | 4 |
4. | Стресс. Профилактика стресса. | 8 | 4 |
5. | Эстетика внешнего облика работника службы быта. | 4 | — |
ИТОГО: | 40 | 12 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Введение.
Понятие о психологии как науке. Общие понятия о психологических процессах и состояниях человека. Ощущение. Восприятие. Представление и воображение. Эмоции и чувства. Воля и волевые действия. Память. Внимание. Речь.
Тема 1. Личность. Психология заказчика.
Структура личности. Соотношение биологического и социального в личности. Определение характера и темперамента заказчика по его внешнему виду — походке, осанке, одежде, мимике, жестам, эмоциям и чувствам.
Цель изучения психологии заказчика — определение психологических факторов для убеждения потребителей в целесообразности получения той или иной услуги. Типы клиентов. Особенности общения с различными типами клиентов.
Основные этапы процесса заказа: мотивы заказа, борьба мотивов: «за» и «против», укрепление желания у посетителей сделать заказ на услугу, принятие решения, расчет.
Индивидуальный подход к заказчику (клиенту) при его обслуживании, культура обслуживания.
Тема 2. Общение. Межличностные отношения. Культура обслуживания.
Понятие об общении. Первое впечатление о собеседнике, взаимная ориентировка. Особенности общения на предприятиях службы быта.
Психологическая сторона процесса обслуживания заказчика. Техники установления контакта с клиентом. Характеристика процесса обслуживания заказчика. Этика и культура обслуживания. Значение культуры речи. Речевые требования. Тон и интонация. Культура телефонных переговоров.
Мотивы отказа в обслуживании.
Лабораторно-практические работы.
Упражнения по отработке основных элементов культуры общения с заказчиком (клиентом).
Тестирование по взаимной ориентировке с заказчиком, требованиям к культуре речи, культуре телефонных переговоров.
Тема 3. Конфликты, причины конфликтов и их разрешение. Взаимоотношения в трудовом коллективе.
Источники конфликта: объективные и субъективные. Факторы скрытого вызревания конфликта (состояние «готовности к конфликту»).
Виды конфликтов. Основные причины возникновения конфликтов. Способы реагирования в конфликтной ситуации. Роль эмоций в возникновении конфликтов.
Вероятность ситуаций конфликтов в парикмахерской (с клиентами, между коллегами по работе, между работниками и руководством). Предотвращение и преодоление конфликтов. Правила бесконфликтного поведения.
Виды отношений в трудовом коллективе предприятия службы быта.
Морально-психологический климат трудового коллектива и его влияние на производительность, и культуру труда работника.
Лабораторно-практические работы.
Упражнения по формированию адекватного поведения в конфликтной ситуации. Практикум по созданию благоприятного морально-психологического климата трудового коллектива.
Тема 4. Стресс. Профилактика стресса.
Стресс как синдром общей адаптации организма. Воздействие кратковременных и длительных стрессов. Способы снятия психологического напряжения. Преодоление стресса.
Профилактика стресса. Здоровый образ жизни. Его значение.
Лабораторно-практические работы.
Практические упражнения по профилактике стресса (аутотренинг, медитация).
Тема 5. Эстетика внешнего облика работника службы быта.
Эстетические требования к внешнему облику работников службы быта. Внешний вид работника — визитная карточка предприятия. Внешний облик человека как выражение его моральных качеств. Составляющие внешнего облика работника: профессиональная одежда и обувь, прическа, косметика, личная гигиена.
Единство стиля во внешнем облике работника службы быта как свидетельство его хорошего вкуса и внутренней красоты. Обязанность работников службы быта выглядеть всегда привлекательно. Эстетика движения и жестов, улыбки, смеха.
Программа предмета «Материаловедение»
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
Всего | в т.ч. лабор.-практических | ||
1. | Введение. Сырьевая база парфюмерно-косметической промышленности. | 4 | — |
2. | Дезинфицирующие и кровоостанавливающие средства | 2 | 1 |
3. | Средства ухода за кожей, волосами и кожей головы | 2 | 1 |
4. | Санитарно-гигиенические средства. | 4 | — |
5. | Средства профилактического ухода за кожей | 4 | — |
6. | Краски для волос. | 6 | 2 |
7. | Составы для химической завивки волос. | 4 | — |
8. | Средства для укладки волос, фиксации прически. | 2 | — |
9. | Средства декоративного ухода за кожей. | 4 | 1 |
10. | Парфюмерные средства. | 4 | 1 |
11. | Вспомогательные материалы. | 1 | — |
12. | Хранение материалов. | 1 | — |
13. | Стандартизация и контроль качества продукции. | 2 | — |
ИТОГО: | 40 | 6 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Тема 1. Введение. Сырьевая база парфюмерно-косметической промышленности.
Общее понятие о косметике и парфюмерии. Исходные материалы производства парфюмерно-косметических товаров: косметическое сырье и сырье для парфюмерно-косметической продукции.
Классификация органических и неорганических соединений, применяемых в парфюмерно-косметическом производстве и парикмахерской практике. Кислоты. Щелочи и щелочные соли. Нейтральные соли. Вещества простые и сложные; твердые (в том числе и порошкообразные), жидкие и газообразные. Растворы; концентрация растворов. Их свойства и назначение. Водородный показатель рН среды и его значение для свойств парфюмерно-косметических товаров.
Краткая характеристика сырья для парфюмерно-косметической продукции: жиры и масла; воски и воскообразные вещества; растворители и разбавители (спирты, глицерин, ацетон и др.); красящие вещества; консерванты; душистые вещества; эмульгаторы; нефтепродукты (парафин, вазелин, церезин и др.); желирующие вещества; смолы; консерванты; поверхностно-активные вещества и стабилизаторы; биологически активные вещества. Их свойства и применение.
Действие различных видов парфюмерного сырья на кожу и волосы.
Тема 2. Дезинфицирующие и кровоостанавливающие средства.
Дезинфицирующие средства, их виды. Концентрация растворов. Способы приготовления и правила применения.
Кровоостанавливающие и антисептические средства, их характеристика.
Способы хранения дезинфицирующих и кровоостанавливающих средств.
Лабораторно-практические работы.
Рассмотрение и изучение на образцах дезинфицирующих и кровоостанавливающих средств.
Тема 3. Средства для ухода за кожей, волосами и кожей головы.
Классификация средств ухода за кожей, волосами и кожей головы по назначению: санитарно-гигиенические, профилактические и декоративные.
Санитарно-гигиенические средства: моющие вещества (мыла и их виды; шампуни), средства для бритья и после бритья, очищающие препараты для кожи, лосьоны, дезодоранты и антиперспиранты.
Профилактические средства: лосьоны, кремы, маски; шампуни, бальзамы, ополаскиватели; антисеборейные и антисептические препараты.
Декоративные средства. Классификация средств по назначению: средства декоративного ухода за волосами (краски для волос, препараты для химической завивки, средства для укладки волос и фиксации прически), средства декоративного ухода за кожей (тональные средства, средства для коррекции кожи и лица, косметика для оформления глаз, декоративные средства для губ).
Общие требования к средствам, их качеству; действие их на кожу и волосы; правила хранения и применение.
Лабораторно-практические работы.
Изучение инструкций пользования средствами по уходу за кожей, волосами и кожей головы.
Тема 4. Санитарно-гигиенические средства.
Общие сведения о щелочах и кислотах и их действие на кожу и волосы.
Значение качества воды.
Моющие средства. Мыла и способы их изготовления. Мыло, его назначение и принцип действия на волосы. Основные виды мыла, применяемого в парикмахерском деле. Свойства мыл. Туалетные мыла, их сортность. Специальные лечебные мыла. Нейтральные и хозяйственные мыла. Жидкое мыло, основные свойства, назначение.
Шампуни, их отличие от жидких мыл. Шампуни, их применение и действие на волосы. Шампуни отечественного производства. Шампуни для волос, выпускаемые за рубежом.
Средства для бритья. Виды препаратов для бритья. Особенности мыльных паст, кремов и порошков для бритья. Мыльный порошок для бритья. Назначение и требования к нему. Мыльный крем, его характеристика и действие на кожу и волосы. Крем после бритья. Успокаивающее действие пудры на кожу после бритья. Пудры, используемые в парикмахерских. Правила пользования препаратами для бритья.
Очищающие препараты для кожи. Кремообразные и пенообразные очистители для кожи лица. Особенности применения. Действие препаратов для различных типов кожи.
Лосьоны. Назначение. Разновидности лосьонов, применяемых в парикмахерских.
Дезодоранты и антиперспиранты. Разновидности. Действие. Особенности применения.
Нормы расхода материалов.
Тема 5. Средства профилактического ухода за кожей.
Характеристика состояния кожи лица. Средства профилактического ухода с учетом состояния кожи: лосьоны, кремы.
Лосьоны. Значение в профилактическом уходе за кожей. Виды. Применение.
Косметические кремы, их назначение. Классификация по составу и назначению.
Маски. Группы масок. Способы применения.
Нормы расхода материалов.
Тема 6. Краски для волос.
Группы красителей: осветляющие, химические (окислительные), оттеночные, растительные.
Обесцвечивающие средства: свойства и воздействие на кожу головы и волосы, применяемая концентрация в зависимости от типа волос. Приготовление обесцвечивающего состава. Характеристика готовых составов: «Блондоран-супра», «Блондоран-ликвид» и др.
Характеристика окислительных красителей. Перекись водорода и гидроперит, их свойства и роль в химических красках. Допустимые концентрации перекиси водорода при ее применении.
Оттеночные красители, их назначение, состав способы применения.
Красители растительного происхождения (хна, басма, ромашка, хмель и др.); действие на волосы и кожу головы; свойства и способы применения,.
Нормы расхода материалов.
Лабораторно-практические работы.
Работа с таблицей красок. Решение технологических задач.
Тема 7. Составы для химической завивки волос.
Понятие о горячем перманенте. Его недостатки.
Составы для холодной химической завивки. Вещества, входящие в эти составы, и их действие на волосы и кожу. Действие и влияние составов на кожу головы и волосы. Способы применения составов в зависимости от группы волос. Правила безопасности при работе с химическими составами.
Нормы расхода материалов.
Тема 8. Средства для укладки волос, фиксации прически.
Средства для укладки волос: пенки, гели, муссы. Особенности применения. Растворы для холодной укладки.
Средства для фиксации прически: лаки, их разновидности.
Нормы расхода материалов.
Тема 9. Средства декоративной косметики.
Общие сведения о декоративной косметике и значение развития художественного вкуса при пользовании цветной гаммой косметики.
Классификация средств декоративной косметики (тональные средства, средства для коррекции кожи и лица, косметика для оформления глаз, декоративные средства для губ), свойства, состав, применение. Основные правила нанесения.
Тональные средства: пудра, тональные кремы, грим. Средства для коррекции кожи и лица: корректоры, румяна. Косметика для оформления глаз: тени, карандаши для бровей и глаз, тушь для ресниц. Химические средства для окраски бровей и ресниц, их применение. Декоративные средства для губ: карандаши для контура губ, губная помада.
Лабораторно-практические работы.
Рассмотрение и изучение по образцам различных видов декоративной косметики и грима индивидуального пользования.
Темя 10. Парфюмерные средства.
История создания парфюмерии. Понятие о запахах. Их влияние на состояние человека.
Классификация парфюмерных средств по назначению: духи, одеколоны, туалетная вода.
Одеколоны и их классификация. Состав и применение, воздействие на волосы и кожу. Туалетные воды и их отличие от одеколонов; классификация и состав. Применение туалетной воды.
Духи и отличие от одеколонов; состав, стойкость запахов. Классификация духов.
Лабораторно-практические работы.
Изучение по образцам различных видов одеколонов, духов и туалетной воды.
Тема 11. Вспомогательные материалы.
Виды и назначение вспомогательных материалов для парикмахерских.
Санитарно-гигиенические средства: вата, марля, губки; их сорта и требования к ним.
Технологическое белье: пеньюары, салфетки, полотенца. Требования, назначение.
Бумага; сорта бумаги, применяемые в парикмахерских.
Тема 12. Хранение материалов.
Условия хранения дезинфицирующих, кровоостанавливающих, парфюмерно-косметических, декоративных и вспомогательных материалов, применяемых в парикмахерской.
Требования к температуре, влажности воздуха, освещению.
Соблюдение правил пожарной безопасности при хранении пожароопасных материалов.
Размещение и хранение материалов на рабочем месте.
Тема 13. Стандартизация и контроль качества продукции.
Стандартизация, её роль в обеспечении качества продукции. Задачи стандартизации. Органы и службы по стандартизации в Республике Беларусь.
Виды нормативно-технических документов (НТД), виды и категории стандартов, технические условия, руководящие документы.
Понятие о качестве продукции. Факторы, влияющие на качество продукции. Сущность и цели сертификации промышленной продукции.
Программа предмета «Основы рисунка и композиции»
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
Всего | в т.ч. лабор.-практических | ||
1. | Введение. Общие сведения о рисунке и композиции. | 6 | 4 |
2. | Основы цветоведения и техники работы акварелью. | 4 | 3 |
3. | Пластическая анатомия человека. Рисование головы и частей лица человека. | 6 | 4 |
4. | Рисование волос. | 4 | 3 |
5. | Рисование моделей стрижек и причесок с фотографий или зарисовок. | 8 | 7 |
6. | Рисование головы человека с натуры в различных ракурсах. | 2 | 1 |
ИТОГО: | 30 | 22 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Тема 1. Введение. Общие сведения о рисунке и композиции.
Цели и задачи практических занятий по основам рисования. Ознакомление с программой. Применение полученных знаний и навыков в трудовой деятельности по специальности. Связь дисциплины «Специальное рисование» с другими дисциплинами учебного плана.
Материалы и принадлежности для рисования. Организация рабочего места, посадка рисующего.
Понятие о композиции рисунка.
Основы линейной перспективы. Понятие о плоскости. Приемы работы с карандашом. Понятие о пропорциях. Способы визирования натуры. Наброски простых по форме геометрических фигур.
Светотень. Градации светотени. Свет, полутень, собственная тень, рефлекс, блик, падающая тень. Приемы передачи светотени штрихом.
Лабораторно-практические работы.
Организация рабочего места. Выполнение упражнений по композиционному размещению на листе бумаги предметов с соблюдением их пропорций. Выполнение набросков простых по форме геометрических фигур.
Тема 2. Основы цветоведения и техники работы акварелью.
Общие сведения о цвете. Понятие цветового круга. Ахроматические и хроматические цвета. Дополнительные цвета, их свойства и роль. Символика цвета. Понятие колорита, созвучие цветовых отношений.
Понятие о контрастности. Локальный цвет. Световоздушная среда, рефлекс, плотность и прозрачность цвета. Закономерности изменения локального цвета на объемной форме.
Смешение цветов и красок. Акварель и ее свойства. Виды и приемы письма.
Лабораторно-практические работы.
Выполнение упражнений по выявлению свойств и возможностей акварели. Этюд драпировки с натуры.
Тема 3. Пластическая анатомия человека. Рисование головы и частей лица человека.
Общие сведения о пропорциях фигуры и головы человека. Системы модулей в схематической зарисовке фигуры и головы человека. Анатомия глаза, носа, рта. Последовательность выполнения рисунка фигуры, головы и частей лица.
Зарисовки головы в различных ракурсах (анфас, сверху, три четверти, профиль). Рисование овального, круглого, удлиненного лица. Создание необходимой гармонии для каждого типа лица. Наброски головы с ключевым поясом в различных поворотах.
Лабораторно-практические работы.
Упражнения по рисунку классической фигуры человека, формы головы, поворотов головы. Упражнения по рисунку частей лица. Выполнение набросков головы в различных ракурсах.
Тема 4. Рисование волос.
Понятие силуэта, формы, объема и фактуры волос. Изображение длины, степени густоты, волнистости, проборов волос. Передача тона волос. Рисование кос, локонов, волн, буклей и т.д. Основные проблемы зарисовки волос.
Лабораторно-практические работы.
Выполнение элементов прически по журналам мод, фотографиям карандашом и акварелью.
Тема 5. Рисование моделей стрижек и причесок с фотографий или зарисовок.
Анализ моделей стрижки и прически, изображенной на фотографии или зарисовке. Построение схем укладки, стрижи волос и схем причесок.
Рисование стрижек и причесок простых и сложных форм. Освоение приемов штриховки в изображении стрижки на прямых и вьющихся волосах.
Приобретение навыков в создании стилистического рисунка. Упрощенное изображение человеческой головы.
Стиль в передаче пропорций головы человека и прически.
Лабораторно-практические работы.
Упражнения по рисунку моделей стрижек и причесок карандашом и акварелью.
Тема 6. Зарисовка головы человека с натуры в различных ракурсах.
Кратковременные зарисовки головы.
Лабораторно-практические работы.
Выполнение нескольких кратковременных зарисовок головы с натуры в различных положениях карандашом и акварелью.
Программа предмета «Санитария и гигиена»
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
Всего | в т.ч. лабор.-практических | ||
Введение | 2 | — | |
1. | Сведения об анатомии и физиологии кожи, волос | 8 | — |
2. | Сведения по микробиологии и эпидемиологии | 2 | — |
3. | Болезни кожи, волос и ногтей, их профилактика | 6 | 1 |
4. | Венерические заболевания, СПИД. Профилактика | 2 | — |
5. | Гигиена и санитария производства | 4 | 2 |
6. | Первая помощь при несчастных случаях | 4 | 3 |
ИТОГО: | 28 | 6 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Введение.
Понятие о гигиене. Гигиена как наука. Гигиена парикмахерского дела, ее задачи, уровень развития.
Санитарно-гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию парикмахерских. Санитарные правила и нормы.
Периодические медицинские осмотры на предприятиях и их значение. Болезни, препятствующие работе в парикмахерских.
Профилактические прививки. Их роль в предупреждении опасных заболеваний.
Профилактика и предупреждение мелкого травматизма.
Правила соблюдения личной гигиены в быту и на предприятии.
Тема 1. Сведения об анатомии и физиологии кожи, волос.
Кожа. Строение кожи. Кровеносные сосуды. Нервные окончания. Потовые железы. Сальные железы. Физиология кожного жиро-выделения. Образование и химический состав кожного жира. Физиологические функции кожи. Типы кожи. Уход за различными типами кожи. Факторы, влияющие на состояние кожи. Старение кожи.
Волосы. Строение волос: стержень, корень, волосяной мешочек, волосяная луковица, волосяной сосочек. Типы и виды волос. Цвет волос. Топография волос на голове. Питание и рост волос. Химический состав волос. Физические свойства волос.
Тема 2. Сведения по микробиологии и эпидемиологии.
Микробиология как наука. Краткая характеристика развития микробиологии.
Микробы и их жизнедеятельность.
Основные группы микроорганизмов: бактерии, грибки, простейшие, вирусы; их характеристика.
Способы изучения микробов. Микробы в окружающей среде. Факторы внешней среды, оказывающие влияние на жизнедеятельность микробов: физические, химические, биологические. Нормальная микрофлора организма человека.
Эпидемиология как наука. Задачи эпидемиологии.
Инфекция и пути распространения. Понятие об инфекции и болезнетворных микробах. Виды инфекций. Эпидемиологические процессы, их классификация: вспышка, эпидемия, пандемия, эндемия.
Иммунитет. Виды иммунитета. Естественные защитные силы организма. Фагоцитоз. Антигены и антитела. Мероприятия по борьбе с инфекциями. Профилактика инфекционных заболеваний.
Тема 3. Болезни кожи, волос и ногтей, их профилактика.
Причины заболеваний.
Заболевания кожи, вызываемые бактериями. Гнойничковые заболевания кожи (пиодермии). Профилактика гнойничковых заболеваний.
Грибковые заболевания. Благоприятные условия для распространения и развития грибковых заболеваний.
Заболевания кожи, вызываемые паразитами.
Вирусные заболевания кожи.
Аллергические заболевания кожи: дерматиты, экзема и др.
Нарушение деятельности сальных желез: образование угрей, виды угрей; себорея (жирная и сухая).
Болезни волос. Алопеция.
Болезни, обусловленные физическими и химическими воздействиями на кожу, волосы, горячая завивка, химическая завивка и т.д.
Профилактика болезней кожи, волос, ногтей.
Лабораторно-практические работы.
Определение видов болезней по муляжам, плакатам, рисункам, фотографиям и т.д.
Тема 4. Венерические заболевания, СПИД. Профилактика.
Виды венерических заболеваний. Характеристика СПИДа. Профилактика заболеваний.
Тема 5. Гигиена и санитария производства.
Общие понятия о гигиене и санитарии производства.
Гигиенические требования к устройству и оборудованию парикмахерских.
Санитарные требования к содержанию парикмахерских. Текущая уборка помещения, генеральная уборка, санитарный день.
Санитарные требования к парикмахерскому белью. Правила хранения чистого и грязного белья в парикмахерской. Нормы запаса чистого белья.
Гигиенические требования к инструментам. Дезинфицирующие средства. Концентрация растворов. Виды растворов. Методы и правила дезинфекции.
Санитарно-гигиенические требования к обслуживанию при различных видах работ в парикмахерской. Личная гигиена парикмахера.
Лабораторно-практические работы.
Изучение инструкций. Виды дезинфицирующих средств. Правила личной гигиены.
Тема 6. Первая помощь при несчастных случаях.
Травматические повреждения (ушибы, растяжения, вывихи, переломы). Порезы. Кровотечения. Ожог. Обморок. Поражение электрическим током.
Оказание первой медицинской помощи при травме, порезе, кровотечении, ожоге, обмороке, поражении электрическим током. Первая помощь при травмах глаз.
Лабораторно-практические работы.
Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях.
Более 84 000 слушателей выбрали наши курсы, свыше 1000 компаний доверили нам обучение своих сотрудников.