МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЙ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
|
СБОРНИК
ТИПОВЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И ПРОГРАММ
для непрерывного профессионального обучения кадров
по рабочим профессиям
Профессия: МАСТЕР ПО ПЕДИКЮРУ
Уровень квалификации – 3; 4; 5-й разряды
МИНСК
2008
Разработчики: Силантьева Г.В. – инженер-технолог ЦСГ ОАО «Восход»;
Иванова Т.Д. — заместитель директора по УМР УО «Частный учебный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации мастеров парикмахерского искусства, декоративной косметики и грима Сергея Войтеховского»;
В.Н. Квятковская – креативный директор Ассоциации парикмахеров и косметологов по ногтевому сервису, преподаватель УО «Частный учебный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации мастеров парикмахерского искусства, декоративной косметики и грима Сергея Войтеховского»;
Чипинский Э.Е. – методист УО «Республиканский институт профессионального образования»;
Галенко Е.И. – методист УО «Республиканский институт профессионального образования».
Рецензенты: Морщакина Н.А., преподаватель высшей категории учреждения образования
«Минский государственный технологический колледж»;
Подвойская Л.М., директор ООО «Салон красоты «Лилита».
Ответственный за выпуск Войтеховский К.Б., директор Ассоциации парикмахеров и косметологов.
Рекомендовано к изданию экспертным советом Учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
|
|||||
ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ
Профессия – мастер по педикюру Уровень квалификации – 3-5-й разряды
Сроки обучения:
при подготовке на начальный разряд (3-й) – 1,5 месяца
при повышении квалификации:
на средний разряд (4-й) – 1 месяц
на высший разряд (5-й) – 1 месяц
ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Подготовка на 3разряд | Повышение квалификации на 4 разряд | Повышение квалификации на 5 разряд | |||||||
Количество часов | Количество часов | Количество часов | |||||||
ЦИКЛЫ И ПРЕДМЕТЫ | всего | в том числе на занятия | всего | в том числе на занятия | всего | в том числе на занятия | |||
теоретические | ЛПЗ | теоретические | ЛПЗ | теоретические | ЛПЗ | ||||
1 ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ | |||||||||
1.1 .Основы экономики | 4 | 3 | 1 | 4 | 3 | 1 | 4 | 3 | 1 |
1.2. Основы экологии | 4 | 4 | — | 4 | 4 | — | 4 | 4 | — |
1.3.Основы права Республики Беларусь | 4 | 4 | — | 4 | 4 | — | 4 | 4 | — |
1.4. Практическое использование ПЭВМ | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 |
1.5. Основы психологии и профессиональной этики | 8 | 6 | 2 | 4 | 4 | — | 4 | 4 | — |
1.6. Материаловедение | 12 | 8 | 4 | 8 | 6 | 2 | 8 | 6 | 2 |
1.7. Основы рисунка и композиции | 8 | 3 | 5 | 6 | 2 | 4 | 6 | 2 | 4 |
1.8. Санитария и гигиена | 10 | 8 | 2 | 8 | 7 | 1 | 8 | 7 | 1 |
2. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЦИКЛ | |||||||||
2.1. Охрана труда | 4 | 4 | — | 4 | 4 | — | 4 | 4 | — |
2.2. Технология педикюрных работ | 30 | 12 | 18 | 26 | 10 | 16 | 26 | 8 | 18 |
2.3. Производственное обучение | 70 | — | — | 38 | — | — | 38 | — | — |
2.4. Производственная практика | 64 | — | — | 32 | — | — | 32 | — | — |
3. РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ | 6 | — | — | 6 | — | — | 6 | — | — |
4. КОНСУЛЬТАЦИИ | 4 | — | — | 4 | — | — | 4 | — | — |
5. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН | 8 | — | — | 8 | — | — | 8 | — | — |
ВСЕГО | 240 | 54 | 34 | 160 | 46 | 26 | 160 | 44 | 28 |
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ КАБИНЕТОВ И МАСТЕРСКИХ
КАБИНЕТЫ | МАСТЕРСКАЯ |
1. Основы экономики | 1. Педикюрный салон (кабинет) |
2. Материаловедение | |
3. Практическое использование ПЭВМ | |
4. Технология педикюрных работ | |
5. Охрана труда | |
6. Психология | |
7. Санитария и гигиена |
ПОЯСНЕНИЯ К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
1. Типовой учебный план является государственным документом, на основании которого разрабатывается рабочий учебный план, обязательный для выполнения во всех учреждениях образования и иных структурах по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров.
2. Объем обязательной учебной нагрузки — 40 часов в неделю, а для несовершеннолетних слушателей — 36 часов в неделю.
3. Производственное обучение планируется концентрированно или чередуется с теоретическим обучением.
4. Сроки проведения производственного обучения, практики, квалификационного экзамена определяются учреждением образования, соответствующей службой организации.
5. Распределение резерва времени осуществляется учреждением образования, соответствующей службой организации.
Начальник управления профессионально-технического образования Республики Беларусь
______________Э.Н. Гончар «___» ___________ 200___г |
Начальник отдела повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства образования Республики Беларусь
____________А.И. Абрамов «___» ___________ 200___г |
Ректор Учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»
______________А.Х. Шкляр «___» ___________ 200___г |
|
Первый заместитель Генерального директора Белорусского государственного объединения бытового обслуживания населения
___________________ А.С. Марченко «___» ______________________ 200___г |
Директор Ассоциации парикмахеров и косметологов
_____________________К.Б. Войтеховский «___» ______________________ 200___г |
||
Разработчики: Чипинский Э.Е. – методист УО «Республиканский институт профессионального образования», Галенко Е.И. – методист УО «Республиканский институт профессионального образования»,
Иванова Т.Д. — преподаватель УО «Частный учебный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации мастеров парикмахерского искусства, декоративной косметики и грима Сергея Войтеховского».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сборник типовых учебных программ предназначен для использования при подготовке и повышении квалификации рабочих по профессии «Мастер по педикюру» 3,4,5 разрядов в условиях непрерывного профессионального обучения.
Сроки обучения:
Подготовка на 3 разряд – 1,5 месяца.
Повышение квалификации на 4 разряд — 1 месяц.
Повышение квалификации на 5 разряд — 1 месяц.
Сборник содержит тарифно-квалификационную характеристику, типовой учебный план, тематические планы и программы производственного обучения и предметов: «Основы экономики», «Основы экологии», «Основы права Республики Беларусь», «Практическое использование ПЭВМ», «Основы психологии и профессиональной этики», «Материаловедение», «Основы рисунка и композиции», «Санитария и гигиена», «Охрана труда», «Технология педикюрных работ».
Тарифно-квалификационная характеристика составлена в соответствии с Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 августа 2006 г. № 97 «О внесении изменений и дополнений в выпуск 62 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)» и содержит требования к основным знаниям, умениям и навыкам, которые должны иметь рабочие указанной профессии и квалификации.
Типовой учебный план является документом, обязательным для выполнения каждой учебной группой по курсовой и индивидуальной формам обучения. Указанный в нем перечень предметов, количество часов, отведенных на изучение каждого предмета, консультации, экзамены, а также перечень предметов, вынесенных на экзамены, не могут быть изменены без разрешения Министерства образования Республики Беларусь.
На основании типового учебного плана и типовых учебных программ учебное заведение разрабатывает рабочие учебные планы и может разрабатывать рабочие учебные программы. В рабочих учебных планах и программах количество часов, отводимых на изучение предметов специального цикла (включая производственное обучение и производственную практику), может перераспределяться в пределах 15% предусмотренного типовым учебным планом и программами с учетом местной специфики. Количество часов, отводимых на изучение отдельных тем программ предметов, и последовательность их изучения в случае необходимости разрешается изменять в пределах 15% по каждой из тем, но при обязательном условии, что программы предметов будут выполнены полностью по содержанию и общему количеству часов. Все изменения отражаются в рабочем учебном плане.
В организациях, осуществляющих профессиональную подготовку кадров по рабочим профессиям для собственных нужд организации, по заявкам других организаций, допускается (по решению учредителя) теоретическое обучение осуществлять в совмещенных кабинетах.
Данные кабинеты должны быть оснащены комплексом учебно-методической документации, наглядными пособиями, иными средствами по преподаваемым предметам. Занятия проводятся в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса. Для организации профессиональной подготовки, переподготовки рабочих необходимо иметь в наличии не менее трех кабинетов, а для повышения квалификации рабочих — не менее двух.
В типовом учебном плане указываются предметы, по которым проводятся экзамены. По другим предметам, не вынесенным на экзамены, могут проводиться зачеты. Помимо зачетов и экзаменов преподаватели должны систематически контролировать знания путем устного опроса или проведения письменных контрольных работ.
Повторение учебного материала, зачеты и письменные контрольные работы проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение данного предмета. Поэтому преподаватели, планируя распределение часов по темам программ, должны предусматривать время на указанные виды учебной работы.
Предусмотренные типовым учебным планом время на консультации используется на групповые и индивидуальные консультации по письменным экзаменационным работам, специальным предметам типового учебного плана, выносимым на экзамены.
К концу обучения каждый обучающийся должен выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационной характеристикой, в соответствии с нормами и условиями, установленными на предприятии.
Квалификационная пробная работа проводится за счет времени, отведенного на производственную практику.
В связи с совершенствованием производства рабочие учебные программы теоретического и производственного обучения необходимо систематически дополнять учебным материалом о новом оборудовании, современных технологических процессах, исключая изучение устаревших технологических процессов, оборудования терминологии и стандартов.
Отзывы и замечания по совершенствованию типовых учебных программ просим направлять по адресу: 220004, г. Минск, ул. К. Либкнехта, 32. УО «Республиканский институт профессионального образования». Тел. (+375 17) 200 19 86.
Типовые учебные программы
для подготовки рабочих по профессии
«МАСТЕР ПО ПЕДИКЮРУ»
Уровень квалификации – 3-й разряд
Характеристика работ: Гигиеническая очистка и обработка на пальцах ног, снятие лака с ногтей. Выполнение классического обрезного педикюра. Гигиенический массаж стоп ног. Покрытие ногтей лаком. Дезинфицирование, чистка и проверка инструмента.
Должен знать: технологию выполнения педикюрных работ; назначение, способы применения и правила хранения инструментов; свойства и нормы расхода применяемых материалов, их назначение; правила санитарии и гигиены; правила бытового обслуживания потребителей; способы оказания первой медицинской помощи; основы психологии, этики.
Программа предмета «Основы экономики»
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
Всего | в т.ч. лабор.-
практических |
||
1. | Ценообразование | 2 | 1 |
2. | Предпринимательство и его формы в Республике Беларусь | 2 | — |
ИТОГО: | 4 | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Тема 1. Ценообразование.
Механизмы ценообразования. Виды цен. «Нормы расхода материалов на услуги парикмахерских». «Типовые нормы времени на услуги парикмахерских».
Лабораторно-практические работы.
Формирование цены на услуги парикмахерских.
Тема 2. Предпринимательство и его формы в Республике Беларусь.
Виды и формы предпринимательства в Республике Беларусь. Права предпринимателей. Организационно-правовые формы предпринимательства.
Программа предмета «Основы экологии»
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
Всего | в т.ч. лабор.-
практических |
||
1. | Экология как наука. | 1 | — |
2. | Природа и общество. | 1 | — |
3. | Правовые и организационные вопросы охраны окружающей среды. | 2 | |
ИТОГО: | 4 | — |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Тема 1. Экология как наука.
История экологии. Предмет и задачи науки экологии.
Методы и разделы исследования в экологии.
Тема 2. Природа и общество.
Понятие «природа». Проблемы взаимоотношений человека, общества и природной среды. Антропогенное загрязнение и его последствия.
Структура биосферы и влияние человеческой деятельности на ее стабильность. Экологический кризис, его причины и последствия. Прогноз возможности выхода из него человеческого общества.
Объективная необходимость устойчивого развития. Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь.
Тема 3. Правовые и организационные вопросы охраны окружающей среды.
Организация охраны природы – элемент государственной политики. Законодательство по охране природы и рациональному природопользованию. Государственный контроль охраны окружающей среды. Ответственность за нарушение законодательства по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Роль общественных организаций в деле защиты окружающей среды.
Программа предмета «Основы права Республики Беларусь»
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
Всего | в т.ч. лабор.-
практических |
||
1. | Конституционное право | 1 | — |
2. | Гражданское право | 1 | — |
3. | Трудовое право | 1 | — |
4. | Административное право | 1 | — |
ИТОГО: | 4 | — |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Тема 1. Конституционное право
Основы конституционного строя Республики Беларусь.
Система органов государства.
Взаимоотношение личности и государства. Основные права, свободы и обязанности граждан. Понятие и значение гражданства.
Тема 2. Гражданское право
Гражданский кодекс Республики Беларусь. Общественные отношения, регулируемые гражданским правом.
Форма собственности. Права и обязанности собственника.
Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Правила бытового обслуживания населения.
Тема 3. Трудовое право
Понятие и основания возникновения трудовых правоотношений. Коллективный договор. Трудовой договор. Рабочее время. Время отдыха.
Трудовая дисциплина. Порядок поощрения и наложения дисциплинарных взысканий.
Материальная ответственность: понятие, виды, основания. Порядок возмещения ущерба.
Организация охраны труда. Обеспечение здоровых и безопасных условий работы.
Тема 4. Административное право
Порядок привлечения к административной ответственности. Субъекты административно-правовых нарушений. Меры административной ответственности и порядок их применения.
Программа предмета «Практическое использование ПЭВМ»
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
Всего | в т.ч. лабор.-
практических |
||
Введение. | 1 | — | |
1. | Работа на ПЭВМ | 3 | 2 |
ИТОГО: | 4 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Введение
Области применения ЭВМ.
Тема 1. Работа на ПЭВМ
Структурная схема ПЭВМ. Системная шина. Адаптеры.
Операционные системы ПЭВМ. Командная строка. Папки «Мой компьютер», «Проводник Windows». Ярлык папки. Панель задач. Основные операции с мышью.
Лабораторно-практические работы.
Работа с ПЭВМ с программами. «Работа над внешностью», «Виртуальный стилист».
Программа предмета «Основы психологии и профессиональной этики»
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
Всего | в т.ч. лабор.-
практических |
||
Введение. | 1 | — | |
1 | Личность. Психология заказчика. | 1 | — |
2. | Общение. Межличностные отношения. Культура обслуживания. | 2 | 1 |
3. | Конфликты, причины конфликтов и их разрешение. Взаимоотношения в трудовом коллективе. | 2 | 1 |
4. | Стресс. Профилактика стресса. | 1 | — |
5. | Эстетика внешнего облика работника службы быта. | 1 | — |
ИТОГО: | 8 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Введение.
Понятие о психологии как науке. Общие понятия о психологических процессах и состояниях человека. Ощущение. Восприятие. Представление и воображение. Эмоции и чувства. Воля и волевые действия. Память. Внимание. Речь.
Тема 1. Личность. Психология заказчика.
Структура личности. Соотношение биологического и социального в личности. Определение характера и темперамента заказчика по его внешнему виду — походке, осанке, одежде, мимике, жестам, эмоциям и чувствам.
Цель изучения психологии заказчика — определение психологических факторов для убеждения потребителей в целесообразности получения той или иной услуги.
Основные этапы процесса заказа: мотивы заказа, борьба мотивов: «за» и «против», укрепление желания у посетителей сделать заказ на услугу, принятие решения, расчет.
Индивидуальный подход к заказчику (клиенту) при его обслуживании, культура обслуживания.
Тема 2. Общение. Межличностные отношения. Культура обслуживания.
Понятие об общении. Первое впечатление о собеседнике, взаимная ориентировка. Особенности общения на предприятиях службы быта.
Психологическая сторона процесса обслуживания заказчика. Характеристика процесса обслуживания заказчика. Этика и культура обслуживания. Значение культуры речи. Речевые требования. Тон и интонация. Культура телефонных переговоров.
Мотивы отказа в обслуживании.
Лабораторно-практические работы.
Упражнения по отработке основных элементов культуры общения с заказчиком (клиентом).
Тестирование по взаимной ориентировке с заказчиком, требованиям к культуре речи, культуре телефонных переговоров.
Тема 3. Конфликты, причины конфликтов и их разрешение. Взаимоотношения в трудовом коллективе.
Источники конфликта: объективные и субъективные. Факторы скрытого вызревания конфликта (состояние «готовности к конфликту»).
Виды конфликтов. Основные причины возникновения конфликтов. Способы реагирования в конфликтной ситуации. Роль эмоций в возникновении конфликтов.
Вероятность ситуаций конфликтов в парикмахерской (с клиентами, между коллегами по работе, между работниками и руководством). Предотвращение и преодоление конфликтов. Правила бесконфликтного поведения.
Виды отношений в трудовом коллективе предприятия службы быта.
Морально-психологический климат трудового коллектива и его влияние на производительность и культуру труда работника.
Лабораторно-практические работы.
Упражнения по формированию адекватного поведения в конфликтной ситуации. Практикум по созданию благоприятного морально-психологического климата трудового коллектива.
Тема 4. Стресс. Профилактика стресса.
Стресс как синдром общей адаптации организма. Воздействие кратковременных и длительных стрессов. Способы снятия психологического напряжения. Преодоление стресса.
Профилактика стресса. Здоровый образ жизни. Его значение.
Тема 5. Эстетика внешнего облика работника службы быта.
Эстетические требования к внешнему облику работников службы быта. Внешний вид работника — визитная карточка предприятия. Внешний облик человека как выражение его моральных качеств. Составляющие внешнего облика работника: профессиональная одежда и обувь, прическа, косметика, личная гигиена.
Единство стиля во внешнем облике работника службы быта как свидетельство его хорошего вкуса и внутренней красоты. Обязанность работников службы быта выглядеть всегда привлекательно. Эстетика движения и жестов, улыбки, смеха.
Программа предмета «Материаловедение»
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
Всего | в т.ч. лабор.-
практических |
||
1. | Введение. Сырьевая база парфюмерно-косметической промышленности. | 2 | — |
2. | Дезинфицирующие и кровоостанавливающие средства | 3 | 1 |
3. | Средства ухода за кожей, ногтями | 4 | 3 |
4. | Вспомогательные материалы. | 1 | — |
5. | Хранение материалов. | 1 | — |
6. | Стандартизация и контроль качества продукции. | 1 | — |
ИТОГО: | 12 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Тема 1. Введение. Сырьевая база парфюмерно-косметической промышленности.
Общее понятие о косметике и парфюмерии. Исходные материалы производства парфюмерно-косметических товаров: косметическое сырье и сырье для парфюмерно-косметической продукции.
Классификация органических и неорганических соединений, применяемых в парфюмерно-косметическом производстве и парикмахерской практике. Кислоты. Щелочи и щелочные соли. Нейтральные соли. Растворы; концентрация растворов. Их свойства и назначение. Водородный показатель рН среды и его значение для свойств парфюмерно-косметических товаров.
Краткая характеристика сырья для парфюмерно-косметической продукции: жиры и масла; воски и воскообразные вещества; растворители и разбавители (спирты, глицерин, ацетон и др.); красящие вещества; консерванты; душистые вещества; эмульгаторы; нефтепродукты (парафин, вазелин, церезин и др.); желирующие вещества; смолы; консерванты; поверхностно-активные вещества и стабилизаторы; биологически активные вещества. Их свойства и применение.
Действие различных видов парфюмерного сырья на кожу и волосы.
Тема 2. Дезинфицирующие и кровоостанавливающие средства.
Дезинфицирующие средства, их виды. Концентрация растворов. Способы приготовления и правила применения.
Кровоостанавливающие и антисептические средства, их характеристика.
Способы хранения дезинфицирующих и кровоостанавливающих средств.
Лабораторно-практические работы.
Рассмотрение и изучение на образцах дезинфицирующих и кровоостанавливающих средств.
Тема 3. Средства для ухода за кожей, ногтями.
Характеристика состояния кожи. Классификация средств ухода за кожей по назначению: санитарно-гигиенические, профилактические, специальные.
Санитарно-гигиенические средства: моющие вещества (мыла и их виды; шампуни), средства для бритья и после бритья, очищающие препараты для кожи, лосьоны. Препараты для отбеливания ногтевой пластины.
Профилактические средства. Лосьоны. Маски. Группы масок. Косметические кремы, классификация по составу и назначению.
Специальные препараты. Препараты для укрепления ногтевой пластины, размягчения и удаления кутикулы. Базовые и защитные покрытия. Лаки для ногтей.
Общие требования к средствам, их качеству; действие их на кожу и ногтевую пластину; правила хранения и применение.
Лабораторно-практические работы.
Рассмотрение и изучение по образцам различных видов средств для ухода за кожей и ногтями.
Тема 4. Вспомогательные материалы.
Виды и назначение вспомогательных материалов для парикмахерских.
Санитарно-гигиенические средства: вата, марля, губки; их сорта и требования к ним.
Технологическое белье: пеньюары, салфетки, полотенца. Требования, назначение.
Методы дезинфекции.
Бумага; сорта бумаги, применяемые в парикмахерских.
Тема 5. Хранение материалов.
Условия хранения дезинфицирующих, кровоостанавливающих, парфюмерно-косметических, декоративных и вспомогательных материалов, применяемых в парикмахерской.
Требования к температуре, влажности воздуха, освещению.
Соблюдение правил пожарной безопасности при хранении пожароопасных материалов.
Размещение и хранение материалов на рабочем месте.
Тема 6. Стандартизация и контроль качества продукции.
Стандартизация, её роль в обеспечении качества продукции. Задачи стандартизации. Органы и службы по стандартизации в Республике Беларусь.
Виды нормативно-технических документов (НТД), виды и категории стандартов, технические условия, руководящие документы.
Понятие о качестве продукции. Факторы, влияющие на качество продукции. Сущность и цели сертификации промышленной продукции.
Программа предмета «Основы рисунка и композиции»
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
Всего | в т.ч. лабор.-
практических |
||
1. | Введение. Общие сведения о рисунке и композиции. | 2 | — |
2. | Рисование геометрических тел. | 6 | 5 |
ИТОГО: | 8 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Тема 1. Введение. Общие сведения о рисунке и композиции.
Цели и задачи практических занятий по основам рисования. Ознакомление с программой. Применение полученных знаний и навыков в трудовой деятельности по специальности. Связь дисциплины «Специальное рисование» с другими дисциплинами учебного плана.
Материалы и принадлежности для рисования. Организация рабочего места, посадка рисующего.
Понятие о композиции рисунка.
Основы линейной перспективы. Понятие о плоскости. Приемы работы с карандашом. Понятие о пропорциях. Способы визирования натуры.
Светотень. Градации светотени. Свет, полутень, собственная тень, рефлекс, блик, падающая тень. Приемы передачи светотени штрихом.
Тема 2. Рисование геометрических тел.
Рисование геометрических тел. Композиционное размещение на листе бумаги предметов с соблюдением их пропорций и передачей объема и формы тоном.
Лабораторно-практические работы.
Выполнение набросков простых по форме геометрических тел с легкой проработкой их объема и формы тоном.
Более 84 000 слушателей выбрали наши курсы, свыше 1000 компаний доверили нам обучение своих сотрудников.